В эпоху инноваций и рыночной экономики в свете быстрого развития новых технологий появляются новые возможности, но вместе с тем требования и ограничения. Под влиянием рынка и общества возрастает роль и ответственность бизнеса. Защита прав частной собственности и окружающей среды, соблюдение прав человека: всё это указывает на то, что люди больше не склонны оправдывать нарушение норм и ценностей целью получения прибыли. Современный бизнес ответственен, и соблюдение этики становится значимым критерием оценки профессионализма не только отдельного сотрудника, но и организации в целом.
Проблема принятия этического решения в организациях актуальна по многим причинам: этические проблемы часто возникают в условиях неопределенности с участием разных заинтересованных сторон; решения, принятые менеджерами, могут вызвать значимые социальные последствия в области здоровья, безопасности и благосостояния покупателей, сотрудников и общества в целом; растущее социальное осуждение неэтичного поведения в бизнесе. Однако, несмотря на интерес и озабоченность данной проблемой было проведено не так уж много соответствующих исследований. Это можно объяснить деликатной природой и сложностью данной области. Менеджеры не склонны позволять каким-либо образом вмешиваться в сам процесс и измерять уровень их этичности. Бытует мнение, что этика бизнеса – это больше субъективные предпочтения, о которой в принципе сложно сказать что-либо объективное. Неопределенность – признак сложной динамической системы деловой жизни.
Данная работа ставит перед собой цель рассмотреть проблему принятия решения в деловой этике, для реализации которой выделены следующие задачи: 1. Определить условия принятия морального решения путем рассмотрения развития самого понятия этики бизнеса, ее особенностей в России и проблем критериев морального выбора. 2. Сравнить существующие наиболее распространенные модели принятия решения. Работа состоит из 2 глав, для раскрытия проблемы были использована специальная научная литература на русском и английском языках.
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕ
- Развитие понятия определения этики бизнеса
В широком смысле размышления о коммерции стары, как сама коммерция. Однако попробуем рассуждать о том, как складывалось понятие этики бизнеса, что лежало в основании и что привело ее к тому виду, который она сейчас имеет:
По мнению Макса Вебера, протестантская этика, объясняющая развитие капитализма и экономический подъем, оказала большое влияние на нормы, лежащие в основе современного отношения к труду и коммерческой деятельности. Подчеркивание собственности как основы и фундамента свободы личности и связи между самостоятельностью и независимостью с материальным благополучием привело формулировке основополагающего принципа современного буржуазного общества: неприкосновенности частной собственности. Частная собственность оказалась мощным стимулятором трудовой активности. Начали цениться такие качества как способность к инициативе, ответственность за свои поступки. В первую очередь стало учитываться высокое качество работы и точное соответствие всех соглашений с партнером. В противном случае конкуренция просто вытесняла бизнесмена с рынка. Остаются те, кто умеет трудиться в соответствии с высшими стандартами, вследствие чего выигрывает общество в целом. Все эти качества закладывали фундамент содержания этики бизнеса. На ранних стадиях развития капитализма получили развитие теории, направленные на примирение моральных принципов со стремлением к получению максимальной выгоды. Например, концепция Адама Смита об идее естественного порядка рыночных отношений, в которой невидимая рука рынка, независимо от воли индивида, направляет его к наилучшим результатам и высоким целям, оправдывая человека-эгоиста. Также в пример можно привести теорию М. Фридмана, согласно которой закон считается выражением моральных норм, и, следовательно, оправданы любые действия, не противоречащие закону. Она получила название «этики laissez-faire». В 1924 году впервые в истории Комитетом по этике бизнеса при торговой палате США был разработан этический кодекс «Принципы ведения бизнеса»[1]. В нем отмечено, что доверие, проистекающее из взаимовыгодных справедливых отношений – основа бизнеса
В современном мире можно наблюдать рост социальной ответственности бизнеса. Важную роль стали играть такие требования, как охрана окружающей среды, здоровья, обеспечение занятости и т.п.
Как самостоятельная же научная дисциплина деловая этика сложилась за рубежом и едва ли насчитывает 5 десятилетий. Рэймонд Бомхарт и его исследования 60-х годов 20 века считаются самыми ранними работами, посвященными деловой этике. Ричард Де Джордж называет Бомхарта предтечей научной деловой этики, то есть как сфера научных исследований она зародилась в Соединенных Штатах примерно в 70-х годах[2].
Деловая этика – это упорядоченное нормативное отражение характера, значения и содержания деловой деятельности. Как таковая, она имеет дело с обширными вопросами, связанными со справедливостью в экономическом контексте бизнес управления; сущностью, функциями, структурой и сферами бизнеса, а также с более конкретными проблемами, поднятыми в отношении к государству, потребителю, работникам и обществу в целом – так определяют деловую этику Хоффман и Мур в 1982 году в ответ Питеру Друкеру, который говорит лишь о том, что деловая этика «обеспечивает выступления на конференциях, сборы с лекций, консалтинговые задания и много рекламы» - так же как и любая сфера, имеющая дело с актуальными, долгосрочными и серьезными проблемами: физика, религия или экономика.
В стэндфордской энциклопедии можно найти следующее: этика бизнеса – относительно молодая дисциплина прикладной этики, которая обращается к нравственным чертам коммерческой деятельности. Программы о соблюдении законности, эмпирические исследования моральных убеждений деловых людей, аргументы за и против обязательного участия трудящихся в управлении, попытки применения традиционных этических теорий, теорий справедливости – всё это составляет деловую этику[3].
Ричард Де Джордж разделяет термин «деловая этика», говорит о том, что он употребляется в разных смыслах: первый - это деловая этика как движение, и второй - это деловая этика как составной элемент общей сферы нравственности.
Деловая этика как движение:
То есть, социальное явление, общественное феномен: в период до 1960 г. велись общие дискуссии о достойных условиях найма рабочих, об их праве на справедливую заработную плату, о правде в рекламе и честности в деловых сделках. В 60-х же произошел подъем в обсуждении социальных проблем в бизнесе. Обострение проблем экологии, протест против военно-промышленного комплекса, усиление мощи движения в защиту прав потребителей - бизнес подвергся атаке за нанесения вреда обществу. Проведение конференций, внедрение учебных программ, создание профессиональных журналов – всё это привело к тому, что многие компании приняли этические кодексы, открыли «горячие линии» по приему жалоб от персонала[4] и т.д. В начале, однако же, многие очень критично относились к открытию в университетах программ по этике бизнеса, говоря о том, что это всего лишь такая техника, которая позволяет обеспечить максимальную прибыль, не наталкиваясь на неприятности с законом.
Деловая этика как составной элемент нравственности:
Имеется в виду то, что этика бизнеса - это не обособленная этика, ограничивающая поведение в бизнесе так, как другие виды деятельности не ограничены и не позволяющая поступать таким образом, каким не позволено поступать в других областях жизни. Де Джордж отмечает, что сам по себе термин этика иногда служит синонимом нравственности, например, когда морально правильный поступок называют этичным.
Ю. Е. Благов определяет этику бизнеса как прикладную этику, наряду с медицинской, инженерной и прочими этиками, имеющими специфическую сферу своего применения, делая акцент на том, что она призвана изучать не столько проблемы, подразумевающие выбор между хорошим и плохим действием, сколько диссонанс между несколькими вариантами правильного или неправильного поведения[5].
В работе Петрунина Ю.Ю и Борисова В.К. этика бизнеса также определяется как разновидность профессиональной этики, как применение этических принципов к деловым ситуациям. Она представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения таких проблем, как взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой, социальная ответственность бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, способы повышения этического уровня организации, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.