Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения системы ценностей и этического кодекса в концепции организационной культуры
1.1. Характеристика концепции организационной культуры
1.2. Система ценностей и этический кодекс как характеристики организационной культуры
Глава 2. Эмпирическое исследование системы ценностей и этического кодекса в концепции организационной культуры
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложения
Любая группа, общность людей, а тем более организация, в основу своего успешного существования закладывает единые ценности и нормы. Российский бизнес стремительно развивается, создаются новые рабочие места. Одновременно с этим усиливается кадровый голод, и наблюдается дефицит профессиональных работников. Соискатели постоянно находятся перед соблазном поменять хорошее на лучшее. Поэтому в выигрыше оказываются те компании, которые инвестируют в развитие персонала (обучение и развитие), поддерживают лояльность персонала и борются за его вовлеченность.
Как привлечь и удержать талантливых сотрудников? Этот вопрос постоянно задают себе и HR-менеджеры, и владельцы бизнеса. Те, кто предлагает щедрое вознаграждение и пакет льгот, достигнут кратковременного результата, так как продолжительность и результативность талантливого сотрудника в первую очередь зависит от удовлетворенности работой. К этому мнению пришли исследователи Института Гэллапа, проанализировав результаты опросов и интервью 80 тыс. руководителей из 400 компаний.
Корпоративная культура (или организационная культура предприятия) – свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных, этических норм и ценностей, разделяемых большинством работников. Компонентами корпоративной культуры являются принятая система лидерства, стили разрешения конфликтов, действующая система коммуникации, положение индивида в организации, символика (лозунги, организационные табу, ритуалы и т.п.). Все это и определяет социальную значимость изучения нашего исследования.
Проблема исследования системы ценностей и этического кодекса в концепции организационной культуры в настоящее время в научной литературе начинает рассматриваться со все большим вниманием. Здесь освещается достаточно широкий круг вопросов связанных с изучением структуры организационной культуры компании (Т.Ю. Базаров, Н.Н. Обозов), особенностей формирования и развития организационной культуры организации (Р.Н. Ботавина, В.И. Венедиктова, П.Н. Шихирев и др.) и собственно деловой внутрикорпоративной этики в организации (Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, В.Н. Лавриненко). Однако на сегодняшний день, мы можем говорить о том, что имеющихся исследований в этой области явно недостаточно, что и объясняет научную значимость данной работы.
Практическая значимость обусловлена тем, что данные теоретического и практического исследования, проведенного нами, могут быть применены на практике при формировании и развитии системы ценностей и этического кодекса в организации.
Таким образом, из всего вышеперечисленного мы можем сформулировать проблему настоящего исследования. На сегодняшний день констатируется, что система ценностей и этический кодекс – это один из важных факторов, влияющих на организационную культуру и имидж компании. В тоже время, исследований в данной области в зарубежной и, особенно, в отечественной литературе проведено мало.
Исходя из этого, цель нашего исследования – изучение системы ценностей и этического кодекса в концепции организационной культуры.
Объект исследования – корпоративная культура компании, как фактор успешности жизнедеятельности компании.
Предмет исследования – система ценностей и этический кодекс, как составная часть корпоративной культуры организации.
Гипотеза исследования: существует определенная взаимосвязь между системой ценностей и этическим кодексом (как факторами развития корпоративной культуры) и лояльности персонала к организации, которая выражается в прямо пропорциональной зависимости.
Задачи исследования:
1. Изучить структурное содержание понятия организационной культуры.
2. Эмпирически изучить структуру понятия «лояльность персонала к организации» и ее связь с имиджем компании.
3. Рассмотреть возможные пути формирования и развития лояльности персонала к организации.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос.
Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования составили представители компании «ИНФА». Сфера деятельности компании – продажа торгового оборудования. В опросе приняли участие 20 сотрудников фирмы, менеджеров низшего и среднего звена.
1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. - М., 1996.
2. Алешина И.В. Корпоративный имидж.- Маркетинг,1998,№ 1. – с. 50-53.
3. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
4. Барков С.А. Социология организаций. – М.: Академия, 2013.
5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2013.
6. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 192 с.
7. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2008.
8. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 2011.
9. Даниленко Т.И., Жульева С.В. Этика делового общения. – М., 1998.
10. Кабаченко Т. С. Психология управления. Ч. 1. Управленческая деятельность. / Учебное пособие. - М.: Рос. пед. агентство, 2013 .– 146 с.
11. Кочеткова А.И. Основы управления персоналом. М.: Теис, 2007
12. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть 1. Менеджер и менеджмент. Пособие для руководителей, менеджеров и предпринимателей.- М.: ИПФ Ника, 2009.
13. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений в коммерческой деятельности. – М.: ЦУМК, 2010.
14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2007.
15. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 2011.
16. Одегов Ю.Г. Управление персоналом, оценка эффективности: Учеб. пособие для вузов / Ю.Г. Одегов, Л.В. Карташова; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - М. : Экзамен, 2011. - 255 с. : ил.
17. Петровская Л.В. Компетентность в общении. - М., 1989.
18. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления.- М.,2013.
19. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/Под ред.Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2014. – 448 с.
20. Психология и этика делового общения/ Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 415 с.
21. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект-Пресс, 2011.
22. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов-на-Дону, М., 2007.
23. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2013. – 200 с.
24. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры / Управление персоналом. - №11. – 2007. – С. 32-36.
25. Уткин Э.А. Способы мотивационного менеджмента. - М.: Издательство «Экмос», 2007.
26. Управление персоналом/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2011.
27. Фролов С.С. Социология. - М., 2007.
28. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. – М.: Инфра-М, 2011.
29. Цветаев В.М. Управление персоналом./ В.М. Цветаев. – СПб: Питер, 2009. – 336с.
30. Хвесюк Н.Г. Экономическая психология (корпоративное управление отношениями собственности). - М.: РАГС, 1999.
31. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.- 608 с.
32. Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. - М., 2013.
33. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2009.
34. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: 2007.