Введение
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование работы по коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода
1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста и ее нарушения
1.2. Индивидуальный подход к коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста
Глава 2. Разработка методических материалов и организационных форм работы по коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов обследования детей дошкольного возраста с дизартрией
2.3. Содержание и организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода
Заключение
Список литературы
Приложение
Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Цель исследования – разработать содержание и организационные формы работы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода.
Объект исследования – нарушение речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – коррекция нарушения речи у дошкольников на основе индивидуального подхода.
Задачи:
1. Рассмотреть нарушения речи у детей дошкольного возраста
2. Изучить подходы к выявлению и коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.
3. Провести исследование уровня развития речи у детей дошкольного возраста.
4. Разработать коррекционно-логопедическую работу по преодолению нарушений речи у дошкольников на основе индивидуального подхода.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, коррекционно-логопедической и методической литературы; сравнение; обобщение; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: МДОУ детский сад №481 комбинированного вида «Колобок», г. Новосибирск.
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 196 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 320 с.
4. Баженова Л.Б. Игровые приемы на логопедических занятиях / Л.Б. Баженова // Логопедия сегодня. – 2009. – № 1. – С. 68-74.
5. Белозерова Ю.В. Педагогическая технология формирования предикативной функции речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Ю.В. Белозерова // Детство. Отрочество. Юность. – 2010. – № 5-6. – С. 1-38.
6. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
7. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 89 с.
8. Волкова С.Н. Развитие общей артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии (семинар-практикум для педагогов всех возрастных групп) / С.Н. Волкова // Логопед в детском саду. – 2009. – № 5. – С.41-44.
9. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
10. Горшенева С.В. Проблемы диагностики дизартрических расстройств в детском возрасте / С. В. Горшенева, О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду. – 2009. – №8. – С.34-42.
11. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. – М.: МГПИ им. Ленина, 1981
Всего 26 источников