Введение
Глава 1. Теоретический анализ сущности образования как педагогической категории
1.1 Общая характеристика педагогической категории
1.2 Характеристика сущность образования как педагогической категории
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1 Описание базы исследования и выборки
2.2 УМК «Школа 2000» и «Школа 2100» для начальных классов
Заключение
Библиографический список источников литературы
Приложение
Образование изучается не только педагогикой, но и рядом других наук. Однако, подходы к определению содержания и объема понятия «образование» не выходят из сферы предметов данных наук. Так, философия исследует, прежде всего, цели и общее предназначение образования, социология – способность личности адаптироваться к социальной среде, психология – психологические аспекты педагогического процесса, экономика – качество подготовки трудовых резервов, инфраструктуру образования. Изыскания этих и других наук имеют большое значение для понимания сущности образования и формирования целостного представления об этом чрезвычайно многогранном явлении. Образование понимается и описывается как уровень, процесс, деятельность, институт, система.
Ни для одной из наук, кроме педагогики, образование не является центральной категорией. Для педагогической науки образование как реальный целостный педагогический (образовательный) процесс, целенаправленно организуемый обществом (целенаправленная составляющая образования), является предметом ее исследования.
Цель работы: осуществить теоретическое исследование проблемы сущности образования как педагогической категории (на примере программ обучения в начальной школе «Школа 2000…» и «Школа 2100»).
Задачи:
1. Провести теоретический анализ сущности образования как педагогической категории.
2. Осуществить эмпирическое исследование анализа сущности образования на примере программ обучения в начальной школе «Школа 2000» и «Школа 2100».
База исследования: Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 159» (БОУ города Омска «Гимназия № 159»), начальное звено.
Методы исследования:
- теоретические: синтез, сравнение, обобщение.
- эмпирические: анализ документов.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.
1. Александрова, В.Г. Деятельность как жизнетворчество [Текст]: «Школа 2000...». Непрерывность образования дидактическая система деятельностного метода / В.Г. Александрова. – Вып. 5. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2015. – 348 с.
2. Анисимов, О.А. Предпосылки и опыт построения педагогических систем на основе системно-деятельностного подхода [Текст]: «Школа 2000...» Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода / О.А. Анисимов. – Вып. 5. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2015. – 384 с.
3. Антонова, Е.В. Влияние технологии деятельностного метода на формирование позитивной самооценки [Текст]: «Школа 2000...» Непрерывность образования. Приложение: Психологическое развитие. Результаты внедрения деятельностного метода / Е.В. Антонова. – Вып. 5. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2015. – С. 8-9.
4. Африна, Е. Учебная работа в группах сотрудничества [Текст] / Е. Африна // Народное образование. – 2016. – №5. – С. 81-90.
5. Баженова, С.В. Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе [Текст] / С.В. Баженова // Завуч начальной школы. – 2014. – №6. – С. 47-52.
6. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия [Текст] / А.А. Бизяева. – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2014. – 216 с.
7. Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Вахрушев, А.А. Образовательная система «Школа 2100». Дневник школьника [Текст] / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев. – М.: Баласс, 2017. – 128 с.
8. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2015. – 317 с.
9. Грушевская, Л.А. Методические особенности подготовки и проведения уроков рефлексии [Текст]: «Школа 2000...». Непрерывность образования дидактическая система деятельностного метода / Л.А. Грушевская. – Вып.5. – М.: УМЦ «Школа 2000», 2015. – С. 125-32.
10. Данилов, Д.Д., Серова, Ж.И. Экспериментальная модель контроля и оценивания в образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / Д.Д. Данилов, Ж.И. Серова // Начальная школа до и после. – 2014. – №4. – С. 3-13.
11. Данюшенков, В.С., Барамзина, С.А. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно-оринентированного обучения [Текст]/ В.С. Данюшенков, С.А. Барамзина. – Киров: Изд-во ВятГТУ, 2015. – 157 с.
12. Ишмаметьева, Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Е.В. Ишмаметьева // Начальная школа до и после. – 2014. – №6. – С. 9-15.
13. Кудряшова, Т.Г. От рефлексии учебной деятельности к саморазвитию [Текст] «Школа 2000...» Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг / под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. – Вып.4. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2014. – С. 83-84.
14. Кушнарева, Н.Ю. Индивидуализация как одна из стратегий обучения и воспитания одаренных детей [Текст] / Н.Ю. Кушнарева // Одаренный ребенок. – 2016. – №5. – С.84-90.
15. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников [Текст]: методическое пособие для учителя / В.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2014. – 245 с.
16. Матюхина, М.В., Михальчик, Г.С. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для педагогов / М.В. Матюхина, Г.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
Всего 27 источников литературы