Введение
1. Теоретический аспект исследования нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
1.1. Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе
1.2. Нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
2. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов посредством художественного слова
2.1. Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов
2.2. Использование художественной литературы при коррекции нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи
3. Эмпирическое исследование преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня при помощи художественного слова
3.1. Организация и результаты констатирующего этапа исследования
3.2. Методика коррекционно-логопедической работы с использованием художественной литературы
3.3. Эффективность преодоления нарушений слоговой структуры слов посредством художественной литературы
Заключение
Список литературы
Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития раз личных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Цель данной работы – изучить возможности художественной литературы в преодолении нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект исследования – нарушения слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов посредством художественной литературы.
Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются стойкие нарушения слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы через использование комплекса игр и упражнений на основе художественной литературы.
Задачи:
1. Рассмотреть формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.
2. Изучить нарушения слоговой структуры слова при ОНР 3 уровня.
3. Рассмотреть коррекционно-логопедическую работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов посредством художественного слова.
4. Провести исследование, направленное на выявление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР 3 уровня.
5. Разработать и апробировать методику формирования слоговой структуры слов посредством художественной литературы.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: изучение научной и методической литературы по теме исследования, изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка, наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, беседа, тестирование, методы статистической обработки результатов.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 480 комбинированного вида.
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». – 96 с.
3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с
4. Волкова Н.Н., Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/581774/
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365с.
6. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.: Питер Пресс, 1998. – 224 с.
7. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
8. Ковригина Л.В. Психофизиологические механизмы онтогенеза слоговой структуры слова // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 1. – С. 50-53.
9. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет: Пособие для педагогов и родителей / Л.М. Козырева. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 32 с.
10. Копытова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2006. – №3. – С.63.
11. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: Сфера, 2007. – 96 с.
Всего 25 источников