ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста
1.1. Сущность и характеристика пространственных представлений
1.2. Этапы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. Приемы технологии ТРИЗ как средство формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста
2.1. Методика использования приемов технологии ТРИЗ в дошкольном возрасте
2.2. Педагогический опыт формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Формирование представлений о пространстве – одно из основных направлений в работе с детьми. От умения ориентироваться в пространстве зависит:
- правильное написание цифр, печатание букв, расположение их на листе бумаги;
- скорость и качество чтения;
- качество рисунков;
- усвоение правил дорожного движения;
- качество выполнения упражнений на музыкальных занятиях, на занятиях по ритмике, физкультуре.
Цель исследования: определение педагогических условий организации работы по использованию приемов технологии ТРИЗ как средства формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить этапы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности использования приемов технологии ТРИЗ в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
4. Изучить педагогический опыт по проблеме исследования.
1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альшуллер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ratriz.ru/
2. Арсибекова, В.А. Современные средства развития пространственных представлений старших дошкольников / В.А. Арсибекова // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 1-2 (16). – С. 21-22.
3. Бородулина, С.Ю. Формирование у дошкольников пространственного восприятия и представлений / С.Ю. Бородулина, В.Е. Бородулина // Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики материалы международной заочной научно-практической конференции. – 2017. – С. 190-194.
4. Жексимбаева, Д.М. Формирование элементарных математических представлений младшего дошкольника / Д.М. Жексимбаева // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – 2017. – Т. 1. – № 1 (7). – С. 7.
5. Каменкова, Н.Г. Развитие пространственных представлений при изучении геометрического содержания с использованием мультимедиа / Н.Г. Каменкова, А.А. Перепелкина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2018. – Т. 9. – № 1. – С. 114.
6. Маклаева, Э.В. Развитие мышления младших школьников в процессе обучения математике / Э.М. Маклаева // Культура и образование. – 2014. – № 12. – С. 19-21.
7. Мойстус, И.А. Теория решения изобретательских задач как инновационная технология в дошкольном образовании / И.А. Мойтус // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.Л. Иголкина. – 2017. – С. 135-139.
8. Молчанова, А. Использование ТРИЗ-технологии в формировании математических представлений / А. Молчанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-triz-tehnologi-v-formirovani-matematicheskih-predstavlenii.html
9. Никитина, Г.В. Проблема формирования пространственных представлений у дошкольников в контексте ФГОС ДО / Г.В. Никитина, З.П. Шаяхметова // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. – 2017. – С. 188-193.
10. Плужникова, Е.А. Технология ТРИЗ в системе современного дошкольного образования / Е.А. Плужникова, Т.С. // Педагогика и психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 116-118.
11. Пчелкина, Е.Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ) / Е.Л. Пчелкина. – СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2016. – 77 с.
12. Семаго, М.М. Пространственные представления ребенка / М.М. Семаго // Школьный психолог. – 2016. – №34. – С. 14-15.
13. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Я. Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 112 с.
14. Тышкевич, И.В. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей / И.В. Тышкевич. – Минск: БГПУ, 2015. – 60 с.
15. Утемов, В. В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества на основе ТРИЗ / В.В. Утемов. – Киров, 2013. – 212 с.