ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития детского сотрудничества
1.1. Исследование проблемы взаимодействия и сотрудничества дошкольников в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности становления и развития сотрудничества в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования умения сотрудничать со сверстниками у детей 5-6 лет
2.1. Возможности использования сюжетно-ролевой игры в формировании умения сотрудничать со сверстниками у детей 5-6 лет
2.2. Педагогический опыт в формировании умения сотрудничать со сверстниками у детей 5-6 лет посредством сюжетно-ролевой игры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГО ДО) регламентирует реализацию воспитательных целей в развитии детей дошкольного возраста: развитие личностного потенциала ребенка, его умения договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, активно взаимодействовать с детьми и взрослыми, участвовать в совместных играх, стараться разрешать конфликты.
Цель исследования: определение педагогических условий по использованию сюжетно-ролевой игры как средства формирования умения сотрудничать со сверстниками у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы взаимодействия и сотрудничества дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2. Определить особенности становления сотрудничества в дошкольном возрасте.
3. Раскрыть возможности использования сюжетно-ролевой игры в формировании умения сотрудничать со сверстниками у детей 5-6 лет.
4. Изучить педагогический опыт по проблеме исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщения данных, метод синтеза, индукция и др.
1. Абраменкова, В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2013. – №5. – С. 60-70.
2. Алипова, Л.В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх [Текст] / Л.В. Алипова. – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 53-57.
3. Андреев, П.В. Изучение психологических условий формирования взаимопомощи дошкольников [Текст] / П.В. Андреев, С.П. Попова // Журнал Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2013. – С. 1-5.
4. Андреев, П.В. Программа развития взаимопомощи дошкольников «Учимся помогать другим» [Текст] / П.В. Андреев // Психолог в детском саду. – 2014. – №1. − С. 39-56.
5. Андреев, П.В. Формирование основ помогающего поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / П.В. Андреев // Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Коллективная монография. – Калуга: КГУ, 2016. − С. 187-203.
6. Бабаева, Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод, пособие [Текст] / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 224 с.
7. Бабаева, Т. Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения [Текст] / Т.Н. Бабаева. – М.: Академия. 2013. – 23 с.
8. Бикузина, Т.С. Развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством тренинговых игр [Текст] / Т.С. Бикузина, С.В. Савинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 13-18.
9. Гаджиева, У.Б. Детство: психолого-педагогические особенности взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками [Текст] / У.Б. Гаджиева. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 66-68.
10. Гильдебрандт, О.П. Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы [Текст] / О.П. Гильдебрандт. – Нижневартовск, 2015. – С. 390-393.
11. Гриценко, Н.В. Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Гриценко // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №4. – С. 54-56.
12. Гостюхина, О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование доброжелательных отношений дошкольников [Текст]: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.М. Гостюхина. – М., 2014. – 24 с.
13. Ивлева, К.В. Развитие сотрудничества дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности [Текст] / К.В. Ивлева // Молодой ученый. – 2017. – №47.1. – С. 76-79.
14. Киренкова, О.Л. Развитие сотрудничества детей дошкольного возраста в проектной деятельности [Текст] / О.Л. Киренкова, Т.В. Першина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2371-2375.
15. Кульчицкая, Е.И. Формирование взаимоотношений детей [Текст] / Е.И. Кульчицкая // Дошк. воспитание. – 2014. – №3. – С. 50-54.
16. Ларина, О.В. Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду [Текст] / О.В. Ларина, О.Ю. Гоманюк // Молодой ученый. – 2017. – №34.1. – С. 47-50.
17. Литовкина, А.В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.В. Литовкина // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 705-707.
18. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина // Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 384 с.
19. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками [Текст] / И.В. Маврина // Гном-Пресс. – 2013. – С.106-118.
20. Неверова, А.А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста [Текст] / А.А. Неверова. – Челябинск: Два комсомольца. 2015. – С. 102-106.
21. Птиченко, А.О. Актуальность развития гуманных отношений у дошкольников [Текст] / А.О. Птиченко, Н.А. Шинкарева // Молодой ученый. – 2016. – №25. – С. 577-580.
Всего 31 источник литературы