Введение
Глава 1. Состояние вопроса о формировании способов построения связного высказывания в речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
1.1. Связные высказывания в психолингвистической и коррекционно-педагогической литературе
1.2. Симптоматика нарушения связного высказывания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
1.3. Научно-методические рекомендации по формированию способов построения связного высказывания в речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Глава 2. Логопедическая работа по формированию способов построения связного высказывания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
2.1. Организация и направление исследования по выявлению нарушений связного высказывания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
2.2. Состояние связного высказывания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
2.3. Обоснование и описание системы логопедической работы по формированию способов построения связного высказывания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что на сегодняшний день возрастает количество детей с общим недоразвитием речи. Причиной этого роста нарушений являются не только социальное неблагополучие нашего общества и физические отклонения у ребенка, но и невнимание родителей к правильности, четкости и ясности собственной речи. Все это сказывается на развитии связного высказывания.
Многие психологи и педагоги уделяют большое внимание проблемам развития языка и, в частности, развитию связной речи. Однако, несмотря на большой опыт и работу специалистов, эта проблема все еще не решена, и многим детям 5-6 лет требуются дополнительные логопедические занятия для развития связного высказывания.
Цель работы – на основе исследования теоретических источников и эмпирического исследования определить систему логопедической работы по формированию способов построения связного высказывания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: связное высказывание детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая работа по формированию способов построения связного высказывания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
– изучить связные высказывания в психолингвистической и коррекционно-педагогической литературе;
– выявить симптоматику нарушения связного высказывания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
– рассмотреть научно-методические рекомендации по формированию способов построения связного высказывания в речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
– организовать исследование по выявлению нарушений связного высказывания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
– определить состояние связного высказывания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
– обосновать и описать систему логопедической работы по формированию способов построения связного высказывания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
В ходе исследования использовались методы теоретического анализа научных и методических источников, педагогическое наблюдение и тестирование, статистические методы анализа эмпирических данных.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 207 с.
2. Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина – М.: Академия, 2000. – 400 с.
3. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахунтина. – М.: Изд-во Московского университета, 1989. – 215 с.
4. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре: пособие / О. А. Бизикова. – М.: Скрипторий, 2008. – 136 с.
5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2013. – 1008 с.
6. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология – № 2 – 1994 – С. 56-73.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
8. Еремина, В.Н. Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В.Н. Еремина. – Рязань, 2001. – 45 с.
9. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык, речь [Электронный ресурс] / Н.И. Жинкин. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/402468/
10. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. – 317 с.
11. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – Воронеж: МОДЭК, 2011. – 432 с.
12. Изаренков, Д. И. Обучение диалогической речи / Д. И. Изаренков. – М.: Рус. яз., 1986. – 154 с.
13. Кислякова, Ю. Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми рушениями речи. / Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск: НИО, 2007. – 280 с.
14. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / под ред. Л.С. Сековец. – М.: АРКТИ, 2005. – 248 с.
15. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова – СПб.: Союз, 2006. – 160с.
16. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2015. – 224 с.
17. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Электронный ресурс] / А.А. Леонтьев – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/399461/
18. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) / Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова. – М.: АРКТИ, 2003. – 48 с.
19. Нищева, Н. В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда / Н. В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 112 с.
20. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Электронный ресурс] / Ф.А. Сохин. – Режим доступа: http://pedlib.ru/
21. Соковых, С. В. Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи / С. В. Соковых // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 1 (7). – С. 276-279.
Всего 34 источника литературы