ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Подростковый возраст как этап психического развития
1.2 Эмоции и эмоциональная устойчивость подростка.
1.3 Особенности выражения эмоций и чувств в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Основные направления работы с подростками по организации и проведению тренингов по профилактике и коррекции эмоциональных расстройств
2.2 Изучение эффективности использования социально - психологического тренинга как средство коррекции эмоциональной устойчивости подростков
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они помогают ему приспособиться к той или иной ситуации. Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию. Проведенные психолого-педагогические и психофизиологические исследования генезиса эмоций показали зависимость эмоционального развития человека от содержания и структуры его деятельности, от характера взаимоотношений данного человека с окружающими людьми, от того, как он усваивает определенные общественные ценности и идеи, как овладевает нравственными нормами и правилами поведения (6,5). Исследования Я.З. Неверович показали, что процесс интериоризации социальных требований, нравственных норм и правил поведения является сложным и длительным (2, 56). В исследовании А.Д. Кошелевой экспериментально показано, что определенные формы совместной деятельности, где обязательно требуется координация усилий и согласованное выполнение действий, способствует установлению положительных эмоциональных отношений.
Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Ситуация взросления подростка особенна и в этот период происходит расширение жизненного пространства ребенка как в географическом смысле, так и в смысле расширения социального окружения. Подросток не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения такой личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.
Проблема психологической устойчивости личности нашла отражение в исследованиях JI.M. Аболина, Л.В. Куликова, Е. П. Крупника, К. Левина, Н.А. Подымова, Д. Н. Узнадзе, Ф. Хоппе, В. Э. Чудновского, Э. Эриксона и др. Анализ психологической литературы различных направлений показал, что многие авторы к важным составляющим психологической устойчивости личности относят устойчивость (стабильность) эмоциональную, которая обеспечивает возможность противодействовать нежелательному влиянию среды.
В отечественной психологии возникновение термина «эмоциональная устойчивость» было вызвано изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований проводилось в области прикладной психологии: авиационной (Р.Н. Макаров, В.Л. Марищук, В.А. Плахтиенко, Г.М. Хилова и др.), инженерной (К.М. Гуревич, П.Б. Зильбер-ман, Е.А. Милерян и др.), психологии спорта (О.В. Дашкевич, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, А.Я. Чебыкин, Л.М. Аболин, О.А. Черникова и др.).
Многочисленные работы, начиная с Б. Перэ, В. Штерна и Л.С. Выготского показали органичную связь процессов формирования личности и становления эмоциональной сферы. «Участвуя в процессе психического развития от самого начала и до самого конца в качестве важнейшего момента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания, свойственного каждому возрасту, и являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения своей психической природы» (Л.С. Выготский).
Все это определяет актуальность изучаемого вопроса и тему нашей работы: «Развитие эмоциональной устойчивости у подростков посредством тренинга».
Целью исследования является изучение возможностей развития эмоциональной устойчивости у подростков посредством тренинга.
Объект исследования: эмоциональная устойчивость личности.
Предмет: особенности развития эмоциональной устойчивости с помощью предложенных некоторыми авторами тренингов и упражнений.
Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи:
- теоретически изучить особенности развития эмоций и волевой сферы в подростковом возрасте;
- рассмотреть эмоциональные расстройства у подростков и методы коррекции их;
- провести экспериментальное исследование возможности развития эмоциональной устойчивости у подростков посредством тренинга;
- проанализировать полученные экспериментальным путем результаты исследования.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематизация данных, тестирование, моделирование.
База исследования: МОУ СОШ № 47 города Челябинска, учащиеся 8а класса в количестве 25 человек.