Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания школьников в коллективе
1.1. Понятие коллектив школьников, уровни развития коллектива
1.2. Методы и методики воспитания школьников
Выводы по главе
Глава 2. Описание экспериментального исследования применения методики этического диалога с коллективом школьников
2.1. Описание реализации методики работы классного руководителя с коллективом школьников
2.2. Диагностика уровня развития коллектива
Выводы по главе
Заключение
Библиографический список
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов. Значительная часть времени школьника, его учебной, трудовой и творческой деятельности, его общения и отношений складываются и протекают в условиях классного коллектива, поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив.
Вопросы формирования коллектива и методиками работы с коллективом младших школьников рассмотрены в трудах А.А. Акопян [1], Е.А. Александровой [2], Л.Ю. Гордина [3], Э. М. Деминой [4], Э.Т. Жумаева [7], Н.В. Ивановой [8], В.С. Сингуровой [10], Л.А. Сундеевой [11] и др.
Цель исследования – определить методику работы с коллективом школьников.
Объект исследования – коллектив школьников.
Предмет исследования – методика работы с коллективом школьников.
Гипотеза исследования: деятельность по формированию коллектива младших школьников в условиях учебно-воспитательного процесса будет успешной, если учителем начальных классов:
- изучается и учитывается актуальный уровень сформированности коллектива младших школьников;
- применяется комплекс мер, направленных на повышение уровня сплоченности коллектива;
- осуществляется индивидуальная поддержка детей с низким статусом в коллективе.
Задачи:
- рассмотреть понятие коллектив школьников, уровни развития коллектива;
- изучить методы и методики воспитания школьников;
- описать реализованную методику работы классного руководителя с коллективом школьников;
- провести диагностику уровня развития коллектива.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; тестирование; методы математической статистики.
Структура работы. Исследование включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
1. Акопян, А.А. Формирование межличностных отношений младших школьников / А.А. Акопян, М.А. Абелян // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 7 (30). – С. 69-72.
2. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение младшего школьника в процессе формирования социального опыта / Е.А. Александрова, И. А. Неясова // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 3. – С. 7-12.
3. Гордин, Л.Ю. Организация классного коллектива / Л.Ю. Гордин. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
4. Демина, Э.М. Специфика управления образовательным процессом начальной школы в условиях реализации ФГОС / Э. М. Демина, Н.А. Медвецкая // Управление начальной школой. – 2014. – № 2. – С. 5-14.
5. Джонсон, Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве: Пер. с англ. – СПб: Экономическая школа, 2011. – 256 с.
6. Дзгоева, Н. М. К проблеме исследования сотрудничества в психологии // Вестник университета управления / Н.М. Дзгоева. – 2008. – № 5. – С. 39-42.
7. Жумаев, Э.Т. Включенность личности школьника в классный коллектив / Э.Т. Жумаев, Б.Э. Юсупов // NovaInfo.Ru. – 2018. – Т. 2. – № 85. – С. 192-195.
8. Иванова Н.В. Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеучебной деятельности / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2006. – №3. – С. 16-20.
9. Кожурова, А.А. Оценка сплочения коллектива в 1 классе в поликультурной среде начальной школы / А.А. Кожурова, С.С. Неустроева // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 4 (15). – С. 132-134.
10. Сингурова, В.С. Деятельность педагога по формированию коллектива младших школьников / В.С. Сингурова // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2018. – № 3 (6). – С. 39-40.
11. Сундеева, Л.А. Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности / Л.А. Сундеева, З.Ф. Рахимова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 2 (19). – С. 181-185.
12. Туйбаева, Е.И. Показатели оценки коммуникативных УУД младших школьников / Е.И. Туйбаева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 1-6. – С. 116-117.