Курсовая работа|Психология

Курсовая Особенности общения в социальных сетях в подростковом возрасте

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2018 | Страниц: 26

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

1.1. Социальная сеть как коммуникативная среда

1.2. Характеристика общения подростков в социальных сетях

1.3. Проблемы общения подростков в социальных сетях

ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

2.1. Информационная безопасность подростков в социальных сетях

2.2. Внеурочная деятельность в обеспечении безопасности общения подростков в социальных сетях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

О роли и значении электронных технологий в жизни общества написано не менее сотни научных публикаций. Вслед за масштабным распространением инновационных устройств, формированием всемирной паутины и «погружением» человека в виртуальный мир, особенности новой коммуникативной платформы стали объектом пристального наблюдения и обсуждения со стороны российского и международного научных сообществ.

Одной из наиболее популярных и оригинальных концепций новой реальности стала теория «сетевых структур» М. Кастельса. По мнению социолога, в настоящее время многие виды человеческой деятельности оформляются, в соответствии с логикой сетевой организации. В этой связи экономические транзакции больше не ограничиваются цепочкой поставщик-посредник-покупатель. Благодаря глобальным виртуальным площадкам, продавцы, ремесленники, мастера могут самостоятельно искать клиентов, устанавливать связи и обмениваться товарами в любой удобной форме.

Вместе с этим трансформируется журналистская и писательская деятельность. Создание новостных поводов, информирование населения, публикация тематических статей перестает быть привилегией ограниченного круга лиц. Профессиональные и развлекательные материалы в новых медиа – это результат сотрудничества десятка, сотен, а иногда и тысяч людей по всему миру. Эти и многие другие примеры изменений фундаментальных сфер общественной жизни наглядно демонстрируют особенности новой сетевой структуры. Горизонтальная коммуникация, открытость, гибкость, децентрализованность приходят на смену жесткой и упорядоченной структуре.

Однако, данная тенденция характерна не только для коммерческих, политических и профессиональных сообществ, но и для межличностного взаимодействия в виртуальном мире. Различные коммуникативные ресурсы (чаты, форумы, социальные сети) привлекают пользователей своей демократичностью, интерактивностью, глобальностью. При этом социальные сети становятся зависимостью для многих детей и подростков.

Особенности социальных сетей не только облегчают процесс коммуникации и помогают формировать сети и сообщества единомышленников, но и наносят ощутимый урон неосмотрительным пользователям. Свобода самовыражения и самопрезентации, открытость и доступность электронных платформ, а также сам характер виртуальных взаимодействий инициирует возникновение серьезных информационных угроз безопасности пользователя.

Социальные сети обладают существенным отличием от других видов коммуникации в сети Интернет, они подразумевают общение с людьми, с которыми уже установлены отношения в реальной жизни, и предоставляют возможность создания своей реальной личности, размещения подлинной информации о себе. Особенно актуальной является эта проблема для подросткового возраста, в котором интимно-личностное общение выступает в качестве ведущей деятельности, доминирующей на данном этапе развития (Д.Б. Эльконин). Исследователи отмечают, что чувство одиночества, присущее данному возрасту, порождает потребность в общении, группировании со сверстниками и дружеской поддержке.

Цель работы – разработка внеурочной деятельности, направленной на обеспечение безопасности подростков при общении в социальных сетях.

Объект исследования – особенности общения подростков в социальных сетях.

Предмет исследования – безопасность подростков при общении в социальных сетях.

Задачи:

1) определить особенности общения подростков в социальных сетях;

2) выявить проблемы и опасности при общении подростков в социальных сетях;

3) разработать внеурочную деятельность, направленную на обеспечение безопасности подростков при общении в социальных сетях.

Теоретической основой исследования явились работы, раскрывающие особенности общения в социальных сетях в целом, а также особенности данного общения в подростковом возрасте (М.М. Акулич, Ю.М. Баранова, К.А. Богомазова, А.А. Бочавер, Н.Г. Гаранян, И.А. Кедрова, В.О. Кобызева, Л.В. Марарица, Ю. А. Матвеева, В.А. Плешаков, Г.В. Солдатова, Т.И. Стексова и др.).

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Теоретические основы изучения специфики общения подростков в социальных сетях

1.1 Социальная сеть как коммуникативная среда

В течение последних нескольких лет пространство социальных сетей можно сравнить с отдельным пространством, существующим параллельно с реальностью каждого человека. Онлайновая среда, особенно социальных медиа, сегодня стала полноправным обществом существования людей, включая характерные для любого социума особенности – собственный уровень культуры, моральных ценностей, нравственных установок, правил поведения и так далее.

Согласно мнению Ю. А. Матвеевой, «в современном обществе информационно-комммуникативная культура перестраивает образ жизни и характер коммуникаций, влияет на человеческую ментальность, что ведет к усилению значения виртуальной реальности, которая формирует сознание аудитории. Возникает опасность того, что новую реальность незачем пытаться понимать и творчески осваивать, поскольку она не порождает воображение и не обладает ценностью. Насыщение информационно-коммуникативной культуры материалистическими и гедонистическими ценностями способствует расшатыванию базовых нравственных норм и идеалов. В связи с этим возникает необходимость научного осмысления разнонаправленного воздействия информационно-коммуникативной культуры на личность. Культура современного общества характеризуется не только расширением возможности накопления и переработки информации, но и разнообразными формами коммуникации [13, с. 243].

Таким образом, «информационно-коммуникативная культура определяется как одна из составляющих общей культуры человека; совокупность его информационно-коммуникативной направленности и системы знаний и умений, обуславливающих творческую деятельность субъекта по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационно-коммуникативных потребностей и задающих диалоговое взаимодействие с окружающими, что в целом способствует развитию личности» [14].

При этом интернет-среда предоставляет совершенно новые возможности для аудитории. Сегодня пользователи глобальной сети не просто потребляют предоставляемый им контент, как это происходило только при наличии профессиональных средств массовой информации, но и сами его формируют благодаря значительному числу всевозможных сервисов. Это происходит при помощи создания различных постов, записей, публикаций, аудио и видеоматериалов, прежде всего, в социальных сетях. Иными словами, пространство социальных сетей, как определенный социум виртуальной реальности, напрямую зависит от самих пользователей, от их коммуникативных характеристик, формирующих общую культуру виртуального сообщества.

1. Акулич, М.М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы / М.М. Акулич // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2012. – №8. – С. 47-54.

2. Баранова, Ю.М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Ю.М. Баранова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 4. – С. 105-110.

3. Богомазова, К.А. Современный человек и современные технологии: кто кого? / К.А. Богомазова // Психологическая газета. 14.07.2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psy-gazeta.ru/feed/3862/

4. Бочавер, А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2014. – №3. – С. 177-191

5. Гаранян, Н.Г. Частые социальные сравнения как фактор эмоциональной дезадаптации студентов / Н.Г. Гаранян, Д.А. Щукин // Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – Т.22. – № 4. – С. 182-206.

6. Данильчук, Е.В Методические особенности формирования понятия «информационная безопасность» на разных этапах обучения школе / Е.В. Данильчук, А.В. Лукичева, С.Н. Касьянов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – № 8 (131). – С. 8-14.

7. Данильчук, Е.В. Факультативы как внеурочная форма обучения информатике в школе / Е.В. Данильчук, Я.С. Захарова, А.В. Коваленко // Научный руководитель. – 2017. – № 3 (21). – С. 21-27.

8. Кастельс, М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. – Екатеринбург : У-Фактория, 2004. – 196 с.

9. Кедрова, И.А. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема / И.А. Кедрова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 690-691.

10. Кобызева, В.О. Особенности виртуального общения в повседневных коммуникативных практиках молодежи / В.О. Кобызева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2010. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2010/no1.html

11. Комарова, Н.И. Методические рекомендации по проведению уроков «Безопасность в интернете» в начальной и средней школе / Н.И. Комарова // Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т, науч.-исслед. ин-т столичного образования. – М. : МГПУ, 2014. – 52 с.

12. Марарица, Л.В. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности / Л.В. Марарица // Петербургский психологический журнал. 2013. №5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ojs.spbu.ru/index.php/psy/article/download/47/23

13. Матвеева, Ю. А. Информационно-коммуникативная культура как основная характеристика современного общества / Ю. А. Матвеева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 6. – С. 243-247.

14. Матвеева, Ю. А. Педагогические предпосылки исследования информационно-коммуникативной культуры выпускников вуза / Ю. А. Матвеева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teoria-practica. ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/7/pedagogika/matveeva.pdf

15. Плешаков, В.А. Перспектива развития теории киберсоциализации человека в XXI веке / В.А. Плешаков // Идеи и идеалы. – 2011. – Т. 2. – № 3(9). – С. 47-62.

16. Солдатова, Г. В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: методическое пособие для работников системы общего образования / Г.В. Солдатова, Е. Ю. Зотова. – М.: Google, 2013. – 165 с.

17. Солдатова, Г.В. Типы пользователей и их деятельность в интернете / Г.В. Солдатова, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова// Дети в информационном обществе. 2013-2014. № 15. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detionline.com/assets/files/journal/15/Issledovaniya.pdf

18. Справочник по детской безопасности в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.google.ru/safetycenter/families/start/

19. Стексова, Т.И. Речевая агрессия в интернет-комментариях как проявление социальной напряженности / Т.И. Стексова // Политическая лингвистика. – 2013. – №3. – С. 77-81

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Психология
2014 год 43 стр.
Курсовая Исследование качества жизни младших школьников
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское