Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы исследуемой работы
1.1. Восприятие как психический процесс
1.2. Закономерности слухового восприятия в онтогенезе
Глава 2. Специфика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха в ходе игровой деятельности
2.1. Характеристика слухового восприятия речи детей с патологией слуха
2.2. Сущность, роль и возможности использования игровой деятельности для развития у детей с нарушением слуха восприятия речевых звуков
Заключение
Список использованных источников
На современном этапе развития образования лиц с нарушением слуха особую актуальность приобретают задачи развития познавательной сферы данной категории детей с целью формирования социально адаптированной личности, готовой к интеграции в общество слышащих. Развитие познавательной сферы детей с нарушениями слуха имеет свои специфические особенности и требует специальной организации коррекционно-развивающей работы в процессе обучения.
Современная российская сурдопедагогика видит свою задачу в создании благоприятной педагогической среды для развития познавательной сферы каждого ребенка с нарушением слуха, обеспечения индивидуальной, оптимально возможной траектории развития каждого ребенка.
Полноценные представления об окружающем мире чрезвычайно важны для успешной социализации любого человека. Поэтому формирование слухового восприятия у детей с нарушением слуха является актуальной задачей в современной психологической и педагогической науке. Проблема развития у данной категории детей полноценных представлений не является новой в психологии и педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии.
Нарушения слуха различной степени выраженности оказывают существенное влияние на психофизическое развитие ребенка (Г. Л. Выгодская, Л.С. Выготский, Э. И. Леонгард, Т. И. Обухова и др.). Это, в свою очередь, отражается не только на формировании межанализаторных связей, сужении пространства, но и на развитии восприятия и ощущений (вибрационных, кинестетических, осязательных). Дети, имеющие различную степень потери слуха, лишены (полностью или частично) возможностей воспринимать речевое воздействие, его эмоциональную и интонационную стороны, результатом чего является отсутствие голосовых и речевых реакций, не развивается речевое дыхание, голосовой и артикуляционный аппарат. Таким образом, нарушение слуха не только само по себе сужает ориентировку в звуковом пространстве, поскольку весь мир как неречевых, так и речевых звуков оказывается для ребенка «закрытым» или обедненным, но и негативно влияет на своевременное включение его в речевую деятельность, в процесс взаимодействия с окружающими объектами (сначала на уровне манипулирования, а затем и в ситуации предметной деятельности).
Несмотря на увеличение количества детей с патологией слуха остаются недостаточно разработанными методы развития восприятия речевых звучаний, а также роль игровой деятельности в данном процессе. Недостаточность развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом, актуальность проблемы на современном этапе определили цель, задачи и объектно-предметную область настоящей исследовательской работы.
Цель работы – изучить особенности развития у дошкольников с нарушением слуха восприятия речевых звучаний в процессе игровой деятельности.
Объект исследования – слуховое восприятие речевых звучаний у детей с нарушением слуха.
Предмет исследования – особенности развития у дошкольников с нарушением слуха восприятия речевых звучаний в процессе игровой деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть восприятие как психический процесс.
2. Определить закономерности слухового восприятия в онтогенезе.
3. Дать характеристику слухового восприятия речи детей с патологией слуха.
4. Выявить сущность, роль и возможности использования игровой деятельности для развития у детей с нарушением слуха восприятия речевых звуков.
Методы исследования: теоретический метод: анализ и синтез психолого-педагогической, методической и коррекционной литературы по проблеме исследования.
Теоретическая основа исследования: в работе были использованы труды ученых, посвященных развитию восприятия у детей с патологией слуха (В.А. Абрамян, О.И. Акимова, Р.М. Боскис, Г.Л. Выгодская, Л.А. Головчиц, И.М. Дудкова, Е.П. Кузьмичева, Л.П. Носкова, Т.И. Обухова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.).
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы сурдопедагогами, родителями воспитателями в работе с детьми с нарушениями слуха.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Абрамян В.А. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира / В.А. Абрамян, И.В. Гусева // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2015. – № 1. – С. 95-96.
2. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 408 с.
3. Айвазян Д.Ш. Роль дидактических игр в работе с детьми с нарушением слуха / Д.Ш. Айвазян // Амурский медицинский журнал. – 2015. – № 1 (9). – С. 71-73.
4. Акимова О.И. Психолого-педагогические условия организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста с нарушением слуха / О.И. Акимова, И.В. Гусева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2014. – № 1 (1). – С. 263-265.
5. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с
6. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г.Л. Выгодская. – М.: Просвещение, 1975. – 174 с.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
8. Головчиц Л.А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/222968/
9. Дудкова И.М. Формирование речи у детей с нарушением слуха / И.М. Дудкова // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 5 (10). – С. 152-155.
10. Евдокимова А.А. Психология восприятия музыки / А.А. Евдокимова. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012. – 36 с.
11. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь [Электронный ресурс] / Н.И. Жинкин. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/402468/
12. Кокорева Е.Г. Психофизиологические механизм компенсации центральной нервной систем и системы кровообращения у детей с нарушением слуха / Е.Г. Кокорева // Человек. Спорт. Медицина. – 2005. – № 4 (44). – С. 331-333.
13. Королева И.В. Учусь слушать и говорить, играя: сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи / И.В. Королева. – СПб.: КАРО, 2017. – 88 с.
14. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е.П. Кузьмичева. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
15. Кузнецов А.П. Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха / А.П. Кузнецов // Научный журнал. – 2015. – № 1 (1). – С. 44-46.
16. Левченко И.Ю. Психологическая помощь в специальном образовании / И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская, Г.А. Ковалева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 320 с.
17. Микшина Е.П. Изучение и оценка психического развития детей раннего возраста с нарушением слуха / Е.П. Микшина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2009. – № 11. – С. 245-254.
18. Некуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология / Т.Г. Некуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 410 с.
19. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1997. – №3. – С. 86.
20. Носачев Г.Н. Психология и психопатология познавательной деятельности (основные симптомы и синдромы) / Г.Н. Носачев, И.Г. Носачев. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 240 с.
21. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2004. – 344 с.
22. Обухова Т.И. Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха / Т.И. Обухова, Е.Н. Сороко. – Минск: БГПУ, 2013. – 91 с.
23. Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха на основе верботонального метода. Вып. 3. (из опыта экспериментальной работы) / под ред. Л. И. Руленковой. – М.: ЦППРРиК, 2007. – 130 с.
24. Пасторова А.Ю. Интегрированное образование дошкольников с нарушением слуха / А.Ю. Пасторова, Е.П. Микшина, Л.А. Зигле // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 2 (февраль). – С. 40-46.
25. Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: Владос, 2003. – 224 с.
26. Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау // Дефектология. – 1991. – № 1. – С. 81 – 88.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 700 с.
28. Савченко Д.В. Межполушарная асимметрия сенсомоторных функций у детей с нарушением слуха / Д.В. Савченко // Научный альманах. – 2015. – № 8 (10). – С. 1549-1552.
29. Хименкова Е.С. Развитие коммуникативных навыков младших школьников после кохлеарной имплантации в игровой деятельности / Е.С. Хименкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – № 1. – С. 34-41.
30. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции / Е.Л. Черкасова. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
31. Черная И.Ю. Формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением слуха / И.Ю. Черная // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 17. – С. 100-102.
32. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/533616/
33. Яхнина Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха / под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.