Введение
Глава 1. Психофизиологические основы проблемы исследования
1.1. Дыхание как физиологический процесс
1.2. Закономерности развития речевого дыхания в онтогенезе
Выводы по главе
Глава 2. Специфика развития речевого дыхания при патологии слуха
2.1. Характеристика речевого дыхания детей с патологией слуха
2.2. Методические аспекты коррекционной работы по развитию речевого дыхания у дошкольников с патологией слуха
Выводы по главе
Заключение
Библиографический список
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Ребенку необходимо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще направлять воздушную струю в нужном направлении.
Правильное физиологическое дыхание не предполагает правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию, мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности (Н. А. Баева [2], Г. Ф. Васильев [45], Т. М. Любошенко [13], Ю. И. Савченков [20] и др.).
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что на сегодняшний день различные нарушения слуха у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Несмотря на интерес к вопросам формирования у старших дошкольников с патологией слуха речевого дыхания, данная проблема недостаточно исследована.
Объект исследования: процесс формирования у старших дошкольников с нарушением слуха речевого дыхания.
Предмет исследования: методы и приемы формирования у старших дошкольников с нарушением слуха речевого дыхания.
Цель исследования: на основе изучения научно-методической литературы подобрать методы и приемы формирования у старших дошкольников с нарушением слуха речевого дыхания.
Задачи исследования:
– охарактеризовать дыхание как физиологический процесс;
– рассмотреть закономерности развития речевого дыхания в онтогенезе;
– дать характеристику речевого дыхания детей с патологией слуха;
– определить методические аспекты коррекционной работы по развитию речевого дыхания у дошкольников с патологией слуха.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2.1. Характеристика речевого дыхания детей с патологией слуха
Изучением развития речевого дыхания у детей при патологии слуха занимались Р. М. Боскис [3], А. В. Грищенко [7], И. М. Дудкова [8], Е. Г. Кокорева [9], И. В. Королева [10], Э. И. Леонгард [11], Е. П. Микшина [14], Т. И. Обухова [15], Т. В. Пелымская [16], Ф.Ф. Рау [16; 17], Н. Д. Шматко [22] и другие.
Психическое развитие детей с нарушениями слуха, как указывает И. Ю. Левченко, – это «особый тип развития, происходящего в специфических условиях взаимодействия с окружающим миром, относящегося к дефицитарному типу дизонтогенеза» [11]. Первичное нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций – к недоразвитию речи, а также к замедлению развития мышления, памяти и др.
Все это тормозит психическое развитие детей с нарушениями слуха. При этом замедляется формирование сложных межфункциональных взаимодействий, иерархических координаций. Объем внешних воздействий на ребенка с нарушениями слуха сужен, взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.
Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь превалирует над устной. Асинхронии проявляются в разной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других. Так, у этих детей сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании компенсаторно развивается зрительное восприятие. У них отмечаются изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания. Е. П. Микшина указывает, что изменения в темпах психического развития детей с нарушениями слуха внутренне связаны со структурными особенностями их психики. Большое значение имеет сохранность других сенсорных и перцептивных систем, интеллектуальной сферы, систем регуляции [14].
В настоящее время широко используются две классификации детей с нарушениями слуха: медицинская классификацию Л.В. Неймана и педагогическая классификация Р.М. Боскис [3].
Типическая классификация Л. В. Неймана основана на степени выраженности дефекта:
– три степени тугоухости: I степень – снижение слуха не более 50 дБ, восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 м; II степень – снижение слуховой функции нс более 70 дБ, восприятие устной речи на расстоянии не более 1 м; III степень – снижение слуховой функции не более 80 дБ, восприятие речи около ушной раковины;
– четыре группы глухоты: I группа – восприятие частот в диапазоне 125-2000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости на небольшом расстоянии, различают почти все гласные и некоторые согласные; II группа – восприятие частот в диапазоне 125-1000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости около ушной раковины, различают 3-4 гласные; III группа – восприятие частот в диапазоне 125-500 Гц, реагируют на громкий голос около ушной раковины, различают сильные гласные О, У; IV группа – восприятие частот в диапазоне 125-250 Гц, реагируют на громкие звуки неречевого происхождения.
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.
2. Баева Н.А. Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного возраста / Н.А. Баева, О.В. Погадаева. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2003. – 72 с.
3. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя / Р.М. Боскис. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
4. Васильев Г.Ф. Динамичное дыхание / Г.Ф. Васильев // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2014. – №6. – С. 209-213.
5. Васильев Г.Ф. Система дыхания / Г.Ф. Васильев // American Scientific Journal. – 2016. – № 2-2 (2). – С. 54-59.
6. Васильев Г.Ф. Система саморегуляции легочного дыхания / Г.Ф. Васильев // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2014. – №11. – С. 122-126.
7. Грищенко А.В. Изучение состояния диалогической речи детей с нарушением слуха / А.В. Грищенко // Вестник Витебского государственного университета. – 2011. – Т. 6. – № 66. – С. 85-88.
8. Дудкова И.М. Формирование речи у детей с нарушением слуха / И.М. Дудкова // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 5 (10). – С. 152-155.
9. Кокорева Е.Г. Психофизиологические механизм компенсации центральной нервной систем и системы кровообращения у детей с нарушением слуха / Е.Г. Кокорева // Человек. Спорт. Медицина. – 2005. – № 4 (44). – С. 331-333.
10. Королева И.В. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов / И.В. Королева, П.А. Янн. – СПб.: КАРО, 2011. – 240 с.
11. Левченко И.Ю. Психологическая помощь в специальном образовании: учебник / И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская, Г.А. Ковалева. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 314 с.
12. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1971. – 280 с.
13. Любошенко Т.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Часть 1 / Т.М. Любошенко, Н.И. Ложкина. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2012. – 200 с.
14. Микшина Е.П. Изучение и оценка психического развития детей раннего возраста с нарушением слуха / Е.П. Микшина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2009. – № 11. – С. 245-254.
15. Обухова Т.И. Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха / Т.И. Обухова, Е.Н. Сороко. – Минск: БГПУ, 2013. – 91 с.
16. Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: Владос, 2003. – 224 с.
17. Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау // Дефектология. – 1991. – № 1. – С. 81-88.
18. Рау Ф.Ф. Устное слово / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. – М.: ИКП РАО, 2004. – 121 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 700 с.
20. Савченков Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков / Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов. – М.: Владос, 2013. – 143 с.
21. Феклистова С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова. – Минск: БГПУ. – 217 с.
22. Фомина Е.В. Физическая антропология. Дыхание, кровообращение, иммунитет / Е.В. Фомина, А.Д. Ноздрачев. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. – 188 с.
23. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0482/4_0482-1.shtml