Введение
Глава 1. Общетеоретические положения о транспортной Полиции России как институте публичной власти: эволюция формирования и правового обеспечения деятельности
1.1. Понятие транспортной безопасности: регламентация правовых вопросов по обеспечению транспортной безопасности органами транспортной полиции
1.2. История становления института транспортной полиции России
1.3. Задачи, структура и компетенция органов полиции на транспорте
1.4. Транспортная полиция как часть единой централизованной системы исполнительной власти за рубежом
Глава 2. Организационно-правовые основы и деятельности транспортной полиции России
2.1. Организационные меры полицейского обеспечения безопасности на транспорте
2.2. Правовое регулирование деятельности службы полиции на транспорте
2.3. Особенности правового статуса сотрудников транспортной полиции
Глава 3. Актуальные вопросы и пути совершенствование деятельности транспортной полиции России в условиях административной реформы
3.1. Проблемы правового регулирования организации и деятельности транспортной полиции
3.2. Совершенствование организационной структуры, форм и методов деятельности транспортной полиции
3.3. Взаимодействие органов транспортной полиции с государственными органами и негосударственными формированиями: пути оптимизаци
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Ни для кого не секрет, что вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности на объектах транспорта как никогда актуальны и важны для нашего государства на современном этапе. Конституцией Российской Федерации устанавливается, что федеральные транспорт, пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71). Понятно, поэтому, какая важная роль в обеспечении правопорядка на железных дорогах, в гражданской авиации и на водных коммуникациях страны отводится органам внутренних дел на транспорте, представляющим собой централизованную и в определенной мере обособленную управляющую подсистему системы субъектов государственного управления.
Обеспечение безопасности общества и личности является одной из приоритетных функций любого государства. Именно от состояния защищенности указанных элементов зависит во многом благополучное и перспективное его (государства) развитие. Обеспечение безопасности невозможно без наличия соответствующих правовых и организационных мер. Именно поэтому идея обеспечения безопасности общества и личности пронизывает весь текст основного правового документа - Конституции Российской Федерации[1]. Одновременно с Конституцией на территории Российской Федерации действует ряд иных нормативных правовых документов, к основным из которых можно отнести Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»[2] и Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»[3].
Согласно ст. 1 Закон о безопасности определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности.
Пункт 6 Стратегии национальной безопасности, утв. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», содержит понятие «национальной безопасности». Это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка современной научной концепции развития органов внутренних дел на транспорте, предложений по совершенствованию административно-правового регулирования и организации их деятельности в нестабильных условиях внешней и внутренней среды.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие исследовательские задачи:
- Дать понятие транспортной безопасности, сделать регламентацию правовых вопросов по обеспечению транспортной безопасности органами транспортной полиции;
- Изучить историю становления института транспортной полиции России;
- Сформулировать задачи, структуру и компетенцию органов полиции на транспорте;
- Рассмотреть роль транспортной полиции как часть единой централизованной системы исполнительной власти за рубежом;
- Выявить организационные меры полицейского обеспечения безопасности на транспорте;
- Исследовать правовое регулирование деятельности службы полиции на транспорте;
- Осветить особенности правового статуса сотрудников транспортной полиции;
- Изучить проблемы правового регулирования организации и деятельности транспортной полиции;
- Выявить пути совершенствования организационной структуры, форм и методов деятельности транспортной полиции;
- Рассмотреть взаимодействие органов транспортной полиции с государственными органами и негосударственными формированиями, выявить пути оптимизации такого взаимодействия.
Объектом исследования являются закономерности и тенденции развития общественных отношений с участием органов внутренних дел на транспорте как субъектов государственного управления и реализации правоохранительной функции государства.
Предметом исследования выступают теоретические, правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте по обеспечению правопорядка на железных дорогах, в гражданской авиации, морских и речных портах; нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус и регламентирующие процедуры реализации принадлежащих указанным органам полномочий, практика их применения; научные труды, посвященные данной проблематике.
Теоретическая база исследования.
К сожалению, применительно к органам внутренних дел на транспорте в юридической науке доминируют исследования комментаторского характера, чаще отражающие быстро устаревающими знаниями ретроспективу, реже - объективную реальность. В то же время неоправданно принижается значение опережающего отражения и прогнозирования возмущающих воздействий внешней среды, а также теоретического моделирования адекватных реакций на них.
Таким образом, в целом имеет место противоречие между необходимостью реформирования органов внутренних дел на транспорте и отсутствием достаточной теоретической базы для получения новых научных знаний, способных обеспечить оптимизацию правового статуса, совершенствование юридического режима деятельности указанных органов, их упреждающую адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды, придать им ярко выраженную
Методологическая и теоретическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования принят диалектический метод познания и системный подход к изучению правовых явлений. Названный подход позволяет: во-первых, рассмотреть как сложные развивающиеся системные образования транспортный комплекс, органы внутренних дел на транспорте и систему управления, в которой им отводится роль основных элементов; во-вторых, разработать механизм функционирования и развития органов внутренних дел на транспорте с учетом их внутренних и внешних характеристик.
В процессе исследования также использовались методы анализа, синтеза, моделирования, прогнозирования, сравнительно-правовой, формальнологический, конкретно-исторический, статистический, социологический и другие общенаучные и специальные методы научного познания, способствующие реализации познавательного интереса и достижению поставленной цели.
Структура. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 10 параграфов, заключения и списка использованных источников.