Введение
1 Криминологические аспекты автотранспортных преступлений
1.1. Понятие, общая характеристика автотранспортных преступлений
1.2. Общее состояние проблемы автотранспортных преступлений в Российской Федерации
1.3. Причины и условия, детерминирующие совершение автотранспортных преступлений
2 Криминологическая характеристика лиц, совершивших автотранспортные преступления
2.1. Социальные факторы формирования личности преступника, совершившего автотранспортное преступление
2.2. Характерные индивидуально-личностные особенности преступников, совершивших автотранспортные преступления
2.3. Типология преступников, совершивших автотранспортные преступления
3 Основные направления предупреждения автотранспортных преступлений
3.1. Общие меры профилактики автотранспортных преступлений
3.2. Специальные меры профилактики автотранспортных преступлений
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Приложения
Актуальность избранной темы определяется тем, что дорожное движение - один из наиболее характерных и неотъемлемых элементов современной цивилизации, в которой автомобильный транспорт в значительной мере влияет на темпы экономического и социального развития каждой страны и всего человечества. Именно поэтому негативные явления, связанные с дорожным движением, нуждаются в глубоком научном осмыслении. Особое место в проблеме безопасного дорожного движения занимают вопросы предупреждения автотранспортных преступлений, которые предусмотрены уголовным законом. Исследование криминологического содержания проблемы автотранспортных преступлений является важным резервом повышения эффективности деятельности по предупреждению вредных последствий автомобилизации, сохранению жизни и здоровья участников дорожного движения. Автотранспортные преступления - наиболее "представительный" вид неосторожных преступлений, изучение криминологического содержания которых обеспечивает выявление детерминант, способствующих их совершению, и соответственно - разработку профилактических мер.
Необходимо отметить, что многие теоретические и прикладные вопросы автотранспортных преступлений подробно рассматривались в трудах отечественных авторов еще советского периода развития, данная тематика широко исследуется и в современной научной литературе. В частности, такие авторы рассматриваемой тематики как К.Б. Аруев, В.К. Амбрацуман, А.С. Бабанов, Е.В Гвоздева, Л.В. Гридасова, И.А. Гумеров, П.В. Замосковцев, В.И. Жулев, О.А. Иванова, Н.И. Исаев, Д.С. Ковалев, А.И. Коробеев, В.В. Лукьянов, С.Н. Мешалкин, А.Х. Натов, Д.А. Никитас, С.В. Проценко, А. В. Соляной, О.Н. Ходасевич и др., внесли существенный вклад в разработку проблемы изучаемых преступлений.
Однако, несмотря на достаточное количество работ, посвященных разработке проблем противодействия автотранспортным преступлениям, данная тема не перестала быть актуальной и по-прежнему остается ряд вопросов, не урегулированных ни теорией права, ни законодателем. К тому же, в последнее годы в результате непрекращающейся правовой реформы существенно трансформировалось отечественное законодательство, принято немало нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы безопасности дорожного движения, значительно увеличилось количество автотранспортных средств и соответственно дорожно-транспортных происшествий, что диктует необходимость разработки новых подходов к организации предупреждения автотранспортных преступлений.
Перечисленные обстоятельства определили актуальность работы, объект и предмет исследования, постановку соответствующей цели и задач.
Объектом настоящего исследования является система общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности общества по контролю и предупреждению автотранспортных преступлений.
В качестве предмета исследования выступают совокупность закрепленных в российском законодательстве правовых норм, регламентирующих указанные правоотношения, а также детерминанты автотранспортных преступлений, криминологическая характеристика лиц, совершивших данные посягательства, основные направления совершенствования мер предупреждения автотранспортных преступлений.
Целью исследования является разработка теоретических и практических аспектов совершенствования системы противодействия автотранспортным преступлениям.
Для достижения указанной цели требуется разрешение следующих задач:
-раскрыть понятие, и дать общую характеристику автотранспортных преступлений;
- изучить общее состояние проблемы автотранспортных преступлений и дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации;
- исследовать причинный комплекс факторов, способствующих совершению рассматриваемых преступлений;
- выявить основные черты личности, виновных в совершении автотранспортных преступлений и рассмотреть условия их формирования;
- рассмотреть типологию личности виновных в совершении автотранспортных преступлений;
-проанализировать общие и специальные меры профилактики автотранспортных преступлений;
- предложить рекомендации по совершенствованию различных мер криминологической профилактики автотранспортных преступлений.
Для решения указанных задач, в работе использовались общие и частные методы научного познания: материалистической диалектики, анализа и обобщения, логический, статистический, логико-юридический, сравнительно-правовой, системного подхода. Для обоснованности и достоверности положений, изложенных в работе, использовались также конкретно-социологические методы исследования, успешно апробированные в криминологической науке, в том числе анализа материалов уголовных дел и других документов.
Нормативной базой исследования послужили Конституция РФ, действующее уголовное, уголовно-процессуальное, административное законодательство Российской Федерации, ведомственные нормативные акты МВД России, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, практика правоохранительных органов.
Эмпирическую основу исследования составили статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях и автотранспортных преступлениях.
Теоретическую основу составляют труды отечественных авторов по криминологии, социологии, общей теории права, психологии, уголовному и административному праву, чьи работы представлены в библиографии.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в полученных научных выводах и предложениях направленных на предупреждения автотранспортных преступлений, которые могут стать основанием для дальнейшей научной полемики и предпосылкой проведения новых научных исследований.
Практическое значение исследования состоит в возможности использования результатов при совершенствовании федерального законодательства в рассматриваемом направлении, а также при подготовке материалов в учебном процессе в образовательных учреждениях.
Структура работы предопределяется целями и задачами исследования и включает: введение; три главы, объединяющие восемь параграфов; заключение, список использованных источников, и 4 приложения.
Основная часть
1 Криминологические аспекты автотранспортных преступлений
1.1. Понятие, общая характеристика автотранспортных преступлений
Прежде всего, необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит понятие «автотранспортные преступления», данные преступные деяния относятся к разновидности транспортных преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена главой 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» УК РФ. То есть рассматриваемое понятие, является более узким (им не охватываются преступления, совершаемые с использованием целого ряда других механических транспортных средств), относительно общего понятия «транспортные преступления».
Весь ход исторического развития, показывает, что необходимость криминализации транспортных преступлений порождена целым рядом объективных факторов. К факторам, обусловливающим объем, характер и способы криминализации транспортных преступлений, следует отнести: а) развитие общественных отношений в сфере использования новых видов транспортных средств как источников повышенной опасности; б) необходимость уголовно-правовой защиты этих отношений; в) возникновение новых видов общественно опасных деяний, посягающих на безопасность функционирования транспортных средств; г) высокую степень общественной опасности таких деяний, выражающуюся прежде всего в причинении значительного материального ущерба; д) относительную распространенность посягательств на безопасность функционирования транспорта, их типичность и возможность воздействия на них уголовно-правовыми средствами; е) неблагоприятные состояние и динамику транспортных правонарушений в стране; ж) наличие в сфере транспортных правонарушений широкого круга нормативно закрепленных правил безопасности; з) наличие системы социального контроля, позволяющей вскрыть факты нарушения таких правил, и системы уголовной юстиции, способной реагировать на них[1].
Впервые вопрос об общем понятии транспортных преступлений был поставлен Н.С. Алексеевым, который отмечал: «Для успешной борьбы с транспортными преступлениями серьезное значение имеют вопросы кодификации, правильное построение в будущем законодательстве системы транспортных преступлений и разрешение вопроса о том, какие общественно опасные деяния следует отнести к этой группе преступлений»[2]. «Транспортные преступления, - писал он, - это посягательство на возможность правильного безопасного функционирования транспорта как одной из отраслей народного хозяйства, призванной обеспечить развитие других отраслей хозяйства и удовлетворять потребности граждан»[3].
Следует подчеркнуть, что в настоящее время словосочетание «транспортные преступления» не только в обыденной жизни, но и в уголовно-правовой науке, правоприменительной практике понимается по-разному, что вполне естественно в эру научно-технического прогресса. Так, например, по определению С.В. Проценко: «Транспортные преступления - это виновно совершенные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и (или) эксплуатации) транспорта, запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания»[4].
В научной литературе приводятся и другие определения, рассматриваемого понятия, поскольку действующий УК РФ его не закрепляет.
Далее отметим, что большая часть авторов, обращавшаяся к проблематике преступности на транспорте, сосредоточила свое внимание на анализе различных разновидностей транспортных преступлений. Отсюда и терминология, которой они оперируют, сводится в основном к таким понятиям, как "дорожно-транспортные преступления", "водно-транспортные преступления", "воздушно-транспортные преступления", "преступные посягательства на безопасность мореплавания", "преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта и городского электротранспорта", "автотранспортные преступления" и т.д.[5]
Например, В.В. Лукьянов, предложивший ввести в научный оборот понятие «дорожно-транспортные преступления», под ними понимал такую разновидность транспортных правонарушений, которые выражаются в виновном нарушении тех или иных правил, относящихся к обеспечению безопасности движения, и влекут за собой уголовную ответственность[6]. Примерно так же определяет дорожно-транспортное преступление Н.В. Якубенко[7].
В свою очередь, содержание рассматриваемого термина «автотранспортные преступления», более узкое как относительно транспортных, так и дорожно-транспортных преступлений, поскольку им не охватываются преступления, совершаемые с использованием целого ряда других механических транспортных средств. И.Г. Маландин к автотранспортным преступлениям относит «совершенное лицом по неосторожности или умышленно общественно опасное действие либо бездействие, нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации средств автомототранспорта и городского электротранспорта и приводящее к наступлению (или реальной возможности наступления) указанных в законе тяжких последствий»[8]. Это определение с некоторыми модификациями воспроизводит в своей работе А.С. Кузьмина[9].
Далее стоит указать, что автотранспортные преступления - собирательное криминологическое понятие, охватывающее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (264 УК РФ); выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств (266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения(267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (268 УК РФ). Как видно, в главе 27 УК РФ предусмотрено несколько видов автотранспортных преступлений, но ввиду ограничений по объему исследования, мы будем уделять больше внимание ст. 264 УК РФ, поскольку она в данном случае самая актуальная.
Общественная опасность автотранспортных преступлений состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, интересам транспортной деятельности и охраны окружающей природной среды, с другой - причиняется значительный материальный ущерб и наряду с этим нарушается безопасное функционирование самого транспорта[10].
Отметим, что в Постановлении Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»[11] дано близкое, но не тождественное к рассматриваемому понятию, определение понятия «дорожно-транспортное происшествие». В качестве такового рассматривается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.