ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
1.1.Транспортная экспедиция в системе договоров
1.2. Общая характеристика договора транспортной экспедиции
1.3. Виды договора транспортной экспедиции
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
2.1. Условия договора транспортной экспедиции
2.2. Форма договора
2.3. Права и обязанности сторон
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
3.1. Понятие ответственности
3.2. Специфика оснований и применения мер ответственности за нарушения условий договора транспортной экспедиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография
I. Нормативные Акты
II. Научная литература
III Материалы Юридической практики
В связи с тем, что либерализация рынка транспортно-экспедиционных услуг в нашем обществе идет сравнительно недавно, а в некоторых областях она только начинается, говорить о существовании развитых обычаев делового оборота в сфере транспортно-экспедиторского обслуживания различными видами транспорта, характерных собственно для внутреннего рынка, пока преждевременно.
В настоящее время отсутствует полноценное (полномасштабное) правовое регулирование рассматриваемого вопроса. Это подтверждается отсутствием предусмотренного ГК федерального закона, глубокими пробелами в самом Кодексе. Но развитие рыночных отношений, ускорение хозяйственного оборота, закономерное разделение труда потребуют качественных транспортно-экспедиционных услуг, что невозможно без четкой правовой регламентации обсуждаемой проблемы.
В нормативные акты регулирующие данный вопрос зачастую не менялись около трех десятков лет что позволяет сказать о возможных нестыковках с законодательством принятым в последние время. Видится необходимым обратить внимание на то, что до настоящего момента действует «Устав автомобильного транспорта РСФСР» (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12). Разве может нормативный акт принятый в период плановой экономики применятся к отношениям в современной рыночной экономики.
Цель и задачи исследования квалификационной работы.
Главными целями настоящей работы является исследование теоретических и практических вопросов понятия договора транспортной экспедиции в системе договоров, особенности ответственности сторон за ненадлежащее исполнение данного договора.
Данная цель обусловила постановку следующих конкретных задач:
-определение сущности договора транспортной экспедиции, выявление и характеристика его признаков;
-исследование правоотношений, складывающихся по поводу заключения и условий договора транспортной экспедиции;
-анализ норм действующего законодательства о договоре транспортной экспедиции и ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Глава 1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ.
1.1.Транспортная экспедиция в системе договоров.
В главе 41 Гражданского кодекса РФ впервые на уровне закона установлена система правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции. Предусматривается принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п.З ст.801 ГК РФ). Это отражает возрастающее значение договора транспортной экспедиции в условиях рынка и наличие у него ряда особенностей, требующих особого правового урегулирования.
Как граждане, так и организации, в особенности хозяйственные, вступают в многочисленные отношения по перевозке грузов с органами транспорта -железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного. Эти отношения оформляются договорами перевозки, которые опосредствуют движение сданного груза от пункта (станции, порта и т.д.) отправления до пункта назначения. Для того же, чтобы перевозка была осуществлена, необходимо доставить груз в пункт отправления, сдать его органам транспорта и оформить сдачу перевозочными документами, а по прибытии груза в пункт назначения он должен быть принят от органов транспорта и доставлен к месту нахождения грузополучателя.
Таким образом, перевозка предполагает ряд вспомогательных операций, предшествующих движению груза из пункта отправления либо следующих за прибытием груза в пункт назначения.
Нередко эти операции выполняют сами грузоотправители и грузополучатели. Но, когда хозяйственная организация систематически занимается отправкой и получением грузов, численность таких операций становится настолько значительной, что для их выполнения требуется особый штат работников с колоссальными затратами труда и денежных средств в ущерб основной работе. Экономически целесообразно поэтому образование специальных организаций, которые принимали бы на себя за плату по поручению грузоотправителей и грузополучателей производство всех или части работ, связанных с их обслуживанием в пунктах отправления и прибытия грузов. Речь идет об экспедиционных организациях, а заключаемые ими договоры на транспортное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей называются договорами транспортной экспедиции.
Экспедиция - один из видов деятельности по оказанию услуг. «Экспедировать»- отправлять по назначению груз, товар[1], а «экспедитор» -промышляющий отправкою товара[2]. Вследствие этого экспедиция находится в общем ряду с другими договорами такого же характера:
-хранения, поручения, комиссии и нового договора Российского гражданского права-агентирования.
Подобно поручению, комиссии и агентскому договору экспедиция предполагает деятельность одной стороны за счет и в интересе другой стороны. И поверенный, и комиссионер, и агент, и экспедитор вступают с третьими лицами в юридические отношения, влекущие имущественные последствия для другой стороны договора, давшей соответствующее поручение.
Экспедитор может выполнять такие фактические действия, как доставка груза на транспорт или с транспорта на склад получателя, погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов до сдачи их органам транспорта или до момента их вручения клиенту и т.д. Но экспедитор совершает и важные юридические действия, связанные с оформлением сдачи и получения грузов. Тесное переплетение фактических и юридических действий и выделяют экспедицию из числа других договоров по оказанию услуг.
Подобно тому как купля-продажа, мена, рента и пожизненное содержание с иждивением) сводятся в группу обязательств, опосредующих возмездный переход имущества в собственность, так и обязательства по оказанию транспортных услуг могут быть сгруппированы по единому для них сущностному экономическому признаку - специфической услуге по перемещению в пространстве.
Законодатель включил нормы о договорах об организации перевозок и о договорах между транспортными организациями в главу, регулирующую перевозку грузов (ст.798 и 799 ГК РФ, а также ст. 118 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации[3]).
Родовыми признаками договора экспедиции являются его вспомогательный характер по отношению к обязательству перевозки грузов и выполнение экспедитором представительских, посреднических функций.
Если рассматривать изолированно отдельные элементы работы экспедитора, то они как будто бы полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров. Так, погрузочно-разгрузочные работы охватываются договорами подряда, доставка грузов - договором перевозки, обеспечение его сохранности -договором хранения, оформление сдачи и приемки -договором поручения или договором комиссии, в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени. Но такой изолированный анализ ошибочен по двум причинам. Во-первых, все действия, совершаемые экспедитором по обслуживанию клиента, образуют единый и необратимый процесс, юридическое регулирование которого осуществимо лишь при помощи одного, а не нескольких договоров. Во-вторых, цементирует единство этого процесса вспомогательный характер деятельности экспедитора по отношению к транспортным перевозкам. Вне связи с транспортом нет и договора экспедиции. В свою очередь, такая связь делает экспедиционную работу настолько специфичной, что она выходит за рамки всех других гражданско - правовых обязательств и нормируется с помощью особого юридического института-договора транспортной экспедиции.
В будущем законе о транспортно-экспедиционной деятельности необходимо раскрыть основные признаки договора транспортной экспедиции:
«транспортно-экспедиционная деятельность - деятельность по предоставлению клиентуре транспортных организаций услуг, непосредственно связанных с перевозкой грузов;
экспедиционные услуги - услуги, относящиеся к перевозке, хранению, получению и отправке груза, а также иные услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции;
экспедитор - лицо, заключившее договор транспортной экспедиции с клиентом;
клиент - любое лицо, фактически осуществляющее перевозку груза своими транспортными средствами (фактический перевозчик) и любое другое лицо, которое или от имени которого заключается договор перевозки с отправителем (перевозчик по договору);
опасные грузы - грузы, которые официально классифицируются как опасные, в том числе легко воспламеняющиеся, взрывоопасные или вообще опасные по своей природе;
письменная форма - документ, подписанный сторонами, а также путем обмена документами посредством телетайпной, электронной или иной связи, содержащей весь комплекс существенных условий договора[4]».
1. 2. Общая характеристика договора транспортной экспедиции.
В обязательствах по оказанию услуг обычно обособляются в отдельную группу обязательства, направленные на предоставление транспортных услуг. Совершенствование правового регулирования транспортных отношений в немалой степени связано с выяснением понятия транспортного договора.
Термин «договор» следует считать общеправовым, но именно в гражданском праве он приобрел особое значение и максимально полно раскрыт как правовая категория. Договор - важнейшее и наиболее распространенное явление в частно-правовой сфере отношений.
Транспортная экспедиция - договор, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента), в качестве которой выступает грузоотправитель или грузополучатель, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (п.1 ст.801 ГК РФ).
Для уяснения сущности договора транспортной экспедиции нельзя ограничиться приведенным определением. Определение договора в ст. 801 ГК указывает кто может быть на стороне клиента, а кто может быть на стороне экспедитора не указывает. Необходимо рассмотреть содержание договора, раскрыть особенности этого договора. Эти особенности относятся прежде всего к правовому регулированию, субъектному составу, а также к форме и содержанию договора, правам, обязанностям, ответственности сторон по этому договору.
Для договора транспортной экспедиции характерны следующие особенности: а) экспедитор обязан организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, обеспечить отправку и получение груза; б) экспедитор заключает от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза; в) на экспедитора могут быть возложены обязанности по получению необходимых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза.