ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Конструирование и техническое творчество как психолого-педагогические понятия
1.2 Конструирование и техническое творчество в психолого-педагогических исследованиях и Основных образовательных программах дошкольного образования
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Критерии и показатели, методики диагностики уровня развития технического творчества детей дошкольного возраста
2.2 Исследование корреляционных связей между конструкторскими умениями и техническим творчеством детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе в соответствии с ФГОС ДО является формирование творческой личности. Перед педагогами и психологами всегда стоял вопрос: а возможно ли развивать детское творчество? И какими именно путями это лучше делать?
Весомый вклад в изучение психологических проблем творчества внесли такие ученые как В.М. Теплов, В. А. Крутецкий, Ю.З. Гильбух, Е. И. Игнатьев, Э. А. Голубева, Ю.Г. Тамберг, Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин, В. М. Русалов, И. В. Равич-Щербо, Н. Н. Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, Я. А. Понамарев, так и многие другие [46]. Свои психологические модели разработали и зарубежные психологи: Дж. Гилфорд,Э.ДеБоно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, Дж. Берлайн, П. Торренс и другие.
Творчество является важнейшей составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет. Отечественные педагоги и психологи - А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина и др. доказали, что творческие возможности у ребенка проявляются уже в дошкольном возрасте.
Детское техническое творчество - это важный и непростой процесс, в ходе которого осуществляется подготовка ребёнка к будущей трудовой деятельности; развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств); формируется интерес к изобретательству; усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.; воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение; формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями; растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.
Проблема развития детского технического творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных и мало исследованных. Можно предположить, что уже в дошкольном возрасте следует начинать решение этой проблемы и конструирование может оказаться наиболее эффективным средством для этого.
Проблема развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста далеко не нова. Ей посвятили свои работы многие педагоги и психологи: Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Н.Ф, Тарловская, Г.В. Урадовских и другие.
Конструирование в детском саду было всегда. Но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Модернизация дошкольного образования предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретенные ребенком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО): у ребенка развита крупная и мелкая моторика; проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.
Конструирование во ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой вид деятельности, как LEGO-конструирование и робототехника. Цель использования LEGO-конструирования и робототехники в ДОО – развитие конструктивной, исследовательской деятельности детей, а также приобщение дошкольников к детскому техническому творчеству.
Цель исследования: выявить корреляционные связи между конструкторскими умениями и техническим творчеством детей дошкольного возраста.
Объект исследования: техническое творчество детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: конструирование как средство развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень развития технического творчества находится в прямой корреляционной зависимости от уровня развития конструктивных умений дошкольников (чем лучше развиты конструктивные умения, тем выше уровень творчества).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить понятия конструирования и технического творчества в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать основные образовательные программы дошкольного образования в области конструктивно-творческой деятельности.
3. Определить критерии и показатели уровня развития конструкторских умений и технического творчества детей дошкольного возраста.
4. Подобрать методики диагностики уровня развития конструкторских умений и технического творчества детей дошкольного возраста.
5. Провести исследование развития конструкторских умений и творчества детей дошкольного возраста
6. Проанализировать полученные результаты, определить корреляционную связь, сделать выводы по исследованию.
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
- анализ продуктов деятельности;
- экспертная оценка;
- качественно-количественный анализ результатов проведенного исследования.
Экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад №30 «Кораблик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно–эстетическому направлению развития детей Корсаковского городского округа Сахалинской области.
Теоретическая значимость исследования: проанализирована диагностическая база методик обследования конструкторских умений у дошкольников и выявлено их недостаточное количество и качество для проведения валидной диагностики.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты исследования в практике дошкольного образовательной организации для дальнейшего совершенствования методики обучения конструированию и для развития детского технического творчества.
Структура курсовой состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа каждая, заключения, библиографического списка, приложения.
1. Алексанина, Н.С. Инновационная деятельность в образовании [Текст] // Мир образования – образование в мире. №4. – М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006
1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: кн. для воспитателей дет.сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.
2. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 32-38
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
4. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М., «Наука», 1991.
5. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. — М., 2013.
6. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
7. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
8. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска». - 2013. -100 с.
9. Кайе, В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методичсекое пособие. -М: ТЦ Сфера. 2015.-128с.
10. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их
использования: учебное пособие для пед. вузов / Г.М. Коджаспирова,
К.В. Петров. 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007.
11. Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
12. Лиштван, З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
13. Лубовский, Д.В. Диагностика креативности дошкольников: современное состояние и перспективы развития //Психологическая наука и образование, 2004, N3.
14. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
15. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 2001. - 210 с.
16. От рождения до школы. Примерная общеобразова-
тельная программа дошкольного образования (пилотный вари-
ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
17. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование. — М., 1999.
18. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
19. Проворов, А.В. Техническое творчество [Электронный ресурс]: учебное пособие /А.В. Проворов. - Ярославль: Ярославский гос.технический ун-т, 2015.
20. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др]; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2 изд., перераб. и доп. - М..: Просвещение, 2—4. - 164 с.
21. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998
22. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Спб.: СПбУПМ, 1997 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002
23. Туник, Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997
24. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003
25. Урадовских, Г.А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ // Дошкольное воспитание. - 2005. -№ 2 - С.15-22.
26. Уразлина, Н.А. Развитие познавательной активности детей
дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций //
Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 33-35.
27. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
28. Ушакова, Р.С. Развитие творчества дошкольников / Р.С.Ушакова. – М.:
Сфера, 2014. – 176 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155.
30. Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ
31. Фешина Е.Ф. Лего - конструирование в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
32. http://fb.ru/article/385589/tehnicheskoe-tvorchestvo---eto-vid-deyatelnosti-uchaschihsya-metodyi-i-sposobyi-razvitiya
33. https://infourok.ru/psihologopedagogicheskaya-diagnostika-kachestvennie-i-kolichestvennie-metodi-psihologicheskih-i-pedagogicheskih-issledovaniy-sis-3192889.html