ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Понятие театральных технологий
1.2. Дидактический потенциал театральных технологий в системе среднего образования
1.3. Применение театральных технологий в процессе обучения иностранному языку
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Методические особенности применения театральных технологий на начальном уровне обучения иностранному языку
2.2. Методические особенности применения театральных технологий на среднем уровне обучения иностранному языку
2.3. Методические особенности применения театральных технологий на старшем уровне обучения иностранному языку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная система обучения иностранным языкам, не полным образом соответствует предъявляемым требованиям к его овладению. Более того, многие методики устаревают, что побуждает педагогов разрабатывать новые и более эффективные пути решения поставленных задач, активно используя современные источники. Изучая иностранные языки, мы знакомимся и с историей, бытом, культурными ценностями других народов. Проблема преподавания иностранного в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, мобильность. Актуальность вопросов внедрения метода театрализации в процессе обучения иностранному языку заключается в том, что появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в способности творчески ее перерабатывать.
Указом Президента Российской Федерации 2019 год был объявлен Годом театра в России. Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования.
Целью курсовой работы является рассмотрение театральных технологий в процессе обучения иностранному языку. Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:
- рассмотреть понятие театральных технологий;
- выявить дидактический потенциал театральных технологий в системе среднего образования;
- рассмотреть применение театральных технологий в процессе обучения иностранному языку;
- проанализировать методические особенности применения театральных технологий на начальном уровне обучения иностранному языку;
- проанализировать методические особенности применения театральных технологий на среднем уровне обучения иностранному языку;
- проанализировать методические особенности применения театральных технологий на старшем уровне обучения иностранному языку.
Объект исследования – учебно–воспитательный процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования – использование технологии театральных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Методика исследования включает в себя структурно–семантический анализ, метод контент анализа, научная интерпретация и синтез конкретных фактических материалов, элементы компаративного анализа. Примененные в ходе выполнения исследовательской работы метод изучения литературы по исследуемой теме и метод поиска информации в сети Интернет позволили познакомиться с театральными технологиями в процессе обучения иностранному языку.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные подходы к применению театральных технологий в процессе обучения иностранному языку помогут всем, кто хочет хорошо владеть иностранным языком, подобрать для себя эффективный способ мотивации в обучении.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Понятие театральных технологий
В настоящее время понятия «технология» и «педагогическая технология» получают все более широкое распространение, в первую очередь, в теории обучения. В педагогической литературе существует множество формулировок понятия «педагогическая технология»: Педагогическая технология – область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения. Педагогическая технология – набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат. Сегодня в педагогике термин «технология» наиболее часто используется для обозначения последовательного (пошагового) применения различных приемов, обеспечивающего решение поставленной педагогической задачи. [12, c. 54]
Идея использования приёмов театрализации отдельно в ходе урока или во внеурочной деятельности сама по себе не нова, но инновация этой деятельности в настоящее время, по мнению учителей Е.С. Атаманчук, С. В. Захаркиной, Е.Л. Ерховой, заключается в следующем:
1. Абрамова О.А. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О.М. Абрамова, О. А. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – No 9. – С. 1055 – 1057.
2. Англо–русский словарь устойчивых словосочетаний / Collins COBUILD Dictionary of Idioms. М.: Астрель, 2004. 751 с.
3. Апакина Л. В. Компьютеризированные творческие задания в системе обучения русскому языку как иностранному // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. Т. 1. 2011. № 1. С. 35–38.
4. Баянкина Е.Г., Кремнева А.В. Из опыта применения инновационных технологий в процессе преподавания иностранного языка в техническом ВУЗе // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – No 1. – С. 28–31.
5. Безукладников К.Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования: монография [Текст] / К.Э. Безукладников; Перм. гос. пед. ун–т. – Пермь: Перм. гос. пед. ун–т, 2011. – 207 с.
6. Белоус И.О. Применение проектной методики как фактор повышения эффективности обучения студентов иностранному языку в неязыковых вузах // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. No 2. С. 7–10.
7. Гербач Е.М. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе. / Иностранные языки в школе, 2006 №4. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств./ М., 1967.
8. Колесников А. А. Технология моделирования профессионально ориентированных коммуникативных ситуаций в контексте профориентационного обучения иностранному языку в языковом вузе. Иностранные языки в высшей школе. – 2015. – No 3 (34) – С. 86 – 96.
9. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку.– СПб.: КАРО, 2006.–181с.
10. Махова В.В., Харзеева С.Э. Инновационная методика обучения пониманию и смысловому моделированию иноязычного научного текста // Профессиональное образование: Приложение «Новые педагогические исследования» / ред. коллегия: И.П. Смирнов – пред., Е.В. Ткаченко, А.М. Якимов, А.С. Бурмистрова. – No 6. – М.: АПО, 2006. – С. 75–79.
11. Пентин А.Ю. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA / А. Ю. Пентин, Г.С. Ковалева, Е.И. Давыдова, Е.С. Смирнова // Вопросы образования. – 2018. – No 1. – С. 79 – 109.
12. Пыркова Т.А. Театрализация в формировании лингвистической компетенции // Потенциал современной науки. 2014. №7.
13. Расулова М.Ж. Использование информационно–коммуникационных технологий на уроках английского языка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 91–92.
14. Резник, Н.И. Вопросы образования: Инвариантный подход. Компетентностный подход: монография / Н.И. Резник, О.Г. Берестнева, Л.Ф. Алексеева, Г.Е. Шевелев. – Томск: Изд–во Томского политехнического университета. – 2009. – С. 470.
15. Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М. : ПЕР СЭ : Логос, 2004. 319 с.
16. Самосенкова Т. В., Назаренко Е. Б., Воробьёва К.С. Преимущества объединения коммуникативных и интенсивных методов в процессе обучения иностранных учащихся // Концепт. 2014. №5. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva–obedineniya–ommunikativnyh–i–intensivnyh–metodov–v–protsesse–obucheniya–inostrannyh–uchaschihsya
17. Соловьева И. А. Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке // Молодой ученый. – 2016. – No16. – С.21 382–384.
18. Сысоев П.В. «Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании». М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 262 с.
19. Темботова З. А. Принципы построения театральной технологии обучения иностранному языку // Молодой ученый. – 2017. – No7. – С. 487–491.
20. Trier, J. Der deutsche Wortschatz im Sinnbezirk des Verstandes. Von den Anfangen bis zum Beginn des 13. Jahrhunderts. – Heidelberg: Carl Winter Universitatsverlag, 1974. – 347 p.
21. Tschurtschenthaler H. Drama–based foreign language learning: Encounters between self and other. Munster: Waxmann Verlag GmbH, 2013. 392 p.
22. Winston J. Second Language Learning through Drama: Practical Techniques and Applications. –Routledge, 2011. – 168 p.
23. Zhelezniak Е.А. Glottodidactics Drama: the Life Game // Vestnik IKBFU. 2010. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/glottodidak–ticheskaya–drama–igra–v–zhiz