ВКР|Педагогика

ВКР Особенности формирования положительных эмоций у детей с умственной отсталостью в процессе обучения изобразительной деятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2018 | Страниц: 61

Цена: 3 500
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

1.1 Понятие умственной отсталости

1.2 Особенности развития детей с умственной отсталостью в старшем подростковом возрасте

1.3 Особенности эмоциональной сферы старших подростков с умственной отсталостью

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Проблемы и задачи обучения изобразительной деятельности детей с умственной отсталостью

2.2 Исследования по проблеме формирования положительных эмоций у детей с умственной отсталостью в процессе обучения изобразительной деятельности

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Организация исследования

3.2 Методики исследования

3.3 Анализ результатов исследования

3.3.1 Констатирующий этап

3.3.2. Формирующий этап

3.3.3. Контрольный этап

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Результаты констатирующего этапа исследования

Приложение 2. Результаты контрольного этапа исследования

Актуальность исследования особенностей формирования положительных эмоций у детей с умственной отсталостью в процессе обучения изобразительной деятельности обусловлена несколькими причинами. С одной стороны, это достаточная распространенность такого нарушения как умственная отсталость: от 1 до 3% в детской популяции. Это обуславливает необходимость изучения особенностей развития детей с умственной отсталостью, разработку подходов к их обучению, развитию, социальной адаптации, а также интеграции в социальную среду.

При этом важнейшей сферой, привлекающей внимание исследователей и педагогов, психологов-практиков является эмоциональная, поскольку она представляет собой отражение всей личности человека. Для детей с умственной отсталостью характерен широкий спектр нарушений эмоциональной сферы: недоразвитие, трудности регуляции эмоциональных состояний и т.д. Особенно значимым становится вопрос эмоций в подростковом возрасте, когда дети достаточно ясно начинают осознавать свои ограничения, проблемы социализации, в результате чего у них усугубляются негативные переживания: страхи, тревога, депрессия. В такой ситуации актуализируется задача разработки и использования средств коррекции негативных эмоциональных состояний, формирования положительных переживаний радости, удовлетворенности собой и результатами своей деятельности.

В качестве средства формирования положительных переживаний у подростков с умственной отсталостью может быть рассмотрена изобразительная деятельность. В ряде исследований сегодня приводятся данные, отражающие возможности данного средства (С. Г. Рыбакова, И.А. Грошенков, А.А. Калинина, Г.М. Бреслав, И.В. Бакунова и др.). В то же время большая часть работ в этой области выполнена с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. Специфика использования средств изобразительного искусства с подростками для формирования у них положительных эмоций раскрыта недостаточно, что существенно ограничивает возможности использования данного средства в практической работе. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

Объект: эмоциональная сфера детей с умственной отсталостью.

Предмет: формирование положительных эмоций у детей с умственной отсталостью в процессе обучения изобразительной деятельности.

Гипотеза: изобразительная деятельность способствует формированию положительных эмоций у старших подростков с умственной отсталостью.

Цель: изучить особенности формирования положительных эмоций у детей с умственной отсталостью в процессе обучения изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие умственной отсталости.

2. Охарактеризовать особенности развития детей с умственной отсталостью в дошкольном возрасте.

3. Рассмотреть особенности эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью.

4. Проанализировать задачи и особенности обучения изобразительной деятельности детей с умственной отсталости.

5. Проанализировать исследования по проблеме формирования положительных эмоций у детей с умственной отсталостью в процессе обучения изобразительной деятельности.

6. Провести экспериментальное исследование формирования положительных эмоций у детей с умственной отсталостью в процессе обучения изобразительной деятельности.

Теоретической базой исследования являются работы Д.Б. Эльконина, С. Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухаревой, Ж.И. Намазбаевой, Е.Н. Моргачевой, Е.А. Калмыковой, Е.И. Богдановой, Л.С. Волковой, О.Г. Сыропятова и др.

Практическая база исследования: исследование было проведено в г. Новосибирске в период … по … 2018г. В исследовании приняли участие 20 испытуемых с умственной отсталостью в возрасте от 14 до 15 лет.

Методики исследования:

- шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера (адаптирована Ю. Л. Ханиным);

- личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация В.Г. Норакидзе).

Исследование носило формирующий характер.

1. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. М.: Наука, 2004. 232 c.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / под ред. Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л.Н. Комисаровой, Т.А. Добровольской. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 248 с.

3. Бакунова И.В., Родионова Е.С. , Стахеева Е.А. Организация психологической помощи детям с умственной отсталостью средствами арт-терапии. // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-psihologicheskoy-pomoschi-detyam-s-umstvennoy-otstalostyu-sredstvami-art-terapii (дата обращения: 17.02.2018).

4. Баскакова И. Л. Внимание школьников-олигофренов. М.: 1992. 312 с.

5. Белозорова Л.А. АРТ-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников. Дисс. канд.психол.наук. – Воронеж: 2011. 288 с.

6. Бенилова С. Ю., Давидович Л.Р. Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей с нарушениями в развитии // Обучение и воспитание детей с нарушением в развитии. 2007. № 1. С. 68.

7. Богданова Н.Е. Лечение различных форм олигофрении. В кн.: Проблемы общего психического недоразвития. Л.: Медиина, 1991. С. 49.

8. Бойков Д.В. Общение детей с проблемами в развитии. Коммуникативная дифференциация личности. СПб.: Каро, 2005. 300 с.

9. Большевидцева И.Л., Депутат И.С. Анализ агрессивных проявлений у детей 10-12 лет с умственной отсталостью // Журнал медико-биологических исследований. 2014. №1. С. 98-99

10. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отношение. М.: Педагогика, 2010. 144 с.

11. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение, 2005. 144 с.

12. Вострокнутов Н.В. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков // Рос. психиатр. журн. 2000. № 2. С. 13.

13. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика. 2000. Т. 6. 500 с.

14. Вярянен В.А. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов вспомогательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971. 17 с.

15. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. М.: Просвещение, 2005. 72 с.

16. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. ... Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 312 с.

17. Демина В.Э. Исследование эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. 300 с.

18. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью (Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития): дис. ... д-ра пед. наук. М.: 2003. 372 c.

19. Ильина Г.М., Попова В.В. Изучение самосознания подростков с умственной отсталостью как условие их социальной интеграции // Специальное образование. 2016. №12. С. 18.

20. Калинина А.А. Использование арт-терапии в коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Вестник СамГУ. 2010. №77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-art-terapii-v-korrektsii-emotsionalnoy-napryazhennosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo (дата обращения: 17.03.2018).

21. Капустина Р.И. Педагогическая технология обучения рисованию детей с проблемами в развитии. Шадринск: Исеть. 2005. 116 с.

22. Карлсон, Р. Минека, С. Аномальная психология. 11-е изд. Спб.: Питер, 2004. 1167 с.

23. Королева А.А. Использование креативных методов арт-терапии в коррекционной-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. – 2009. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kreativnyh-metodov-art-terapii-v-korrektsionnoy-razvivayuschey-rabote-psihologa-s-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s (дата обращения: 02.01.2018).

24. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.

25. Малинаускене В.А. Клинико-психологическая характеристика нарушений поведения у подростков / Клиниика-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: НИИ дефектологии Акад. пед. наук. СССР, 1990. С. 153-158.

26. Масагутов Р.М. Детская агрессия. Уфа: Слово, 2002. 192 с.

27. КБ-10 Международная классификация болезней 10-го пересмотра, Электронный ресурс URL: http://mkb-10.com/ (дата обращения: 02.01.2018).

28. Моргачева, Е.Н. Новые подходы к определению умственной отсталости в Американской науке. Сибирский педагогический журнал, (5). С. 296-304.

29. Моргачева Е. Определение умственной отсталости в США психолого-педагогическими методами // Дефектология. 1999. № 6. С. 348.

30. Намазбаева Ж.И. Эмоции и переживания умственно отсталых школьников // Совершенствование коррекционной работы с аномальными детьми. Алма-Ата, 1989. С. 62-66.

Всего 47 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское