ВВЕДЕНИЕ
1. КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ
1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
2. ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
2.1 ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ ЗАИКАНИИ
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ФОНАЦИОННОГО ВЫДОХА
2.3 ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Одним из самых часто встречающихся в дошкольном возрасте речевых нарушений является легкая степень дизартрии. При этом нарушении главными в структуре речевого дефекта считаются стойкие нарушения фонетической стороны речи, однородные с другими расстройствами артикуляции и трудности для дифференциальной диагностики и коррекции . Перечисленные отклонения вызывают вторичные нарушения в развитии фонематической, лексической и грамматической сторон речи, уменьшают результативность обучения детей в школе . Нарушение фонетической стороны речи и фонематического слуха у детей с дизартрией приводит к системно обусловленным трудностям овладения фонологическими операциями, а также другими средствами языка, надстраивающимися над ними. В большинстве случаев у таких детей не сформирована звукослоговая структура речи. Она формируется в течение длительного времени под влиянием всё более полного овладения родным языком. На это в своих работах указывают Г. Н. Соломатина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. Г. Визель, Е. Н. Винарская, А. К. Маркова. Теоретический аспект проблемы этиологии, симптоматики различных разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых отклонений при дизартрии и их коррекции изучен Э. К. Макаровой, Л. В. Лопатиной, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартыновой, Э. Я. Сизовой, Л. В. Мелеховой и другими авторами. В наибольшей степени продуктивны при коррекции звукопроизношения дидактические игры, так как они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Целью работы является - игра как средство коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией
Задачи:
1. Рассмотреть коррекции нарушений фонетической стороны речи у детей с дизартрией
2. Исследовать технологии коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией посредством игры
Объектом исследования является фонетическая сторона речи и пути ее коррекции нарушений у детей с дизартрией.
Предмет исследования: процесс коррекции нарушений звукопроизношения и просодической стороны речи у детей с дизартрией на материале дидактических игр
1. Агранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов». СПБ., изд. «Детство-пресс», 2015, 395 с.
2. Акименко, Валентина Михайловна. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016
3. Анисимова Г.И. «Логопедическая ритмика» ч.2. Ярославль 2016
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика -Синтез, 2018
5. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.- М., 2018
6. Бабина Г. В. Практикум по дисциплине "Логопедия". Москва: МПГУ, 2016
7. Балакирева, Анастасия Сергеевна. Логопедия. Москва: В. Секачев, 2016
8. Барбарош, Т. В. Коррекционно-развивающее обучение. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2017
9. Баянская Е.Р., Разенкова Ю.Л., Выродова Н.А. Мы: об¬щение и игра взрослого с младенцем. Книга для родителей. - М.,2010
10. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», Москва. «Владос», 2018 г.
11. Волоскова Н. Н. «Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов». 4-е изд., М., 2029, 331 с.
12. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М., 2017, 201 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Педагогика, 2017, 199 с.
14. Горохов О.В. Дети с нарушением интеллекта и усвоение ими звуковых сигналов. - М., 2016, 284 с.
15. Градова, Галина Николаевна. Организация и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине "Логопедия" [Текст] : учебно-методическое пособие. Архангельск: САФУ, 2016
16. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2019.
17. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.- М., 2016
18. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб., 2017
19. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М, 2015, 290 с.
20. Ефимов, Олег Игоревич. 15 мифов о детской речи. Москва: Диля, 2016
21. Желязнов О.К. Речь детей с нарушением интеллекта. - М., 2016, 302 с.
22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. -Екатеринбург, 2015
23. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М.: Медицина, 2016
24. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., 2016, 231 с.
25. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., 2019
26. Краузе Е.Н. Логопедия. - СПб., 2017
27. Крылова, Наталья Львовна. Логопедический букварь. Москва: АСТ-Пресс, 2016
28. Кузнецова, Марина Валерьевна. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Курск: КГУ, 2017
29. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». М., 2014, 293 с.
30. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. 6-е изд. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016, 301 с.