ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
1.2. Общая выносливость школьников и ее характеристика
1.3. Методы развития общей выносливости
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика исследуемой группы
2.2. Методы исследования
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Результаты исследования и их обсуждение
3.2. Методические приемы по развитию общей выносливости у школьников на уроках физической культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что психофизическое состояние подрастающего поколения характеризуется рядом негативных признаков. Они проявляются в снижении уровня здоровья детей, увеличении хронических заболеваний (до 50 %), ухудшении физической подготовленности и в другом. Существенная часть причин сложившегося положения определяется общим социально-экономическим кризисом в стране, а также, часто встречающейся сегодня, отстраненностью родителей от воспитания и развития своих детей. Проблемы детства усугубляются и тем, что за минувшие 10-15 лет заметно снизилась двигательная активность детей и подростков, распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 %. При этом физическое воспитание, призванное стимулировать двигательную активность, управлять ею и тем самым укреплять здоровье учащихся имеет устойчиво низкую эффективность.
В спортивной литературе можно встретить описание многих форм проявления выносливости. Например, выделяют выносливость статическую и двигательную (динамическую), скоростную и силовую, локальную и глобальную, общую и специальную, эмоциональную, психическую, игровую, дистанционную, выносливость к проявлению взрывных усилий и т.д.
Физиологические изменения, происходящие в организме при развитии выносливости, и следующие из них принципы тренировки известны еще со времен А. Хилла. Это был начальный период развития статической физиологии выносливости, интересы которой еще не выходили за рамки изучения факторов, как тогда говорилось, «определяющих и лимитирующих проявление и развитие выносливости. Но по мере накопления общих сведений о физиологии выносливости и практической необходимости разработки аффективных методов ее тренировки, получила развитие динамическая физиология выносливости. Предметом ее внимания стали изменения в физиологическом механизме выносливости, происходящие в результате многолетней тренировки. Таким образом, интерес ученых переместился от описания состояния организма при работе на выносливость к изучению процесса формирования этого состояния. И именно этот аспект внес и вносит новизну в современное развитие физических качеств школьников.
Подавляющее большинство исследований в области общего физического воспитания детей представлено данными срезовых исследований об особенностях развития общей выносливости в специально организованных условиях.
Объект исследования – общая выносливость учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности развития общей выносливости у школьников на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается, что включение в уроки физической культуры нагрузок циклического характера будет способствовать более эффективному развитию общей выносливости у школьников.
Цель исследования – выявить влияние физической нагрузки циклического характера на развитие общей выносливости у школьников на уроках физической культуры (средний школьный возраст).
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Определить особенности физической нагрузки циклического характера на уроках физической культуры.
3. Провести исследование общей выносливости школьников на уроках физической культуры.
4. Определить оптимальные методические приемы по включению физической нагрузки циклического характера в учебный процесс.
Методы исследования: 1) теоретические методы: анализ методической литературы; сравнение; обобщение; 2) эмпирические методы: тестирование; наблюдение; эксперимент.
База исследования: Педагогический эксперимент был проведен на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №32». В нем приняли участие учащиеся 7-ых классов школы.
1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.
2. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://all-gigiena.ru/lit/314-gigiena-fizicheskogo-vospitanija
3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
4. Гранкина, Л.Н. Формирование двигательных способностей школьников через игровую и соревновательную деятельности / Л.Н. Гранкина // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. – 2015. – Т. 1. – С. 140-142.
5. Григорьева, И.В. Физическая культура. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие / И.В. Григорьева, Е.Г. Волкова, Ю.С. Водолазов. – Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012. – 87 с.
6. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры / И.В. Еркомайшвили. – Екатеринбург, 2004. – 191 с.
7. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.
8. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2013. – 224 с.
9. Маковеева, О. С. Морфо-функциональные изменения организма детей и их значение в жизнедеятельности человека / О. С. Маковеева // Психология телесности: теоретические и практические исследования. – 2011. – С. 216-225.
10. Настольная книга учителя физической культуры: справ.-метод, пособие / сост. Б. И. Мишин. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; ООО «Изд-во Астрель», 2003. – 526 с.
11. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, 2003. – 863 с.
12. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. физ. культ / под ред. А. А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
13. Резолюция XVII съезд педиатров России (2013) с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» // Сайт Союза педиатров России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pediatr-russia.ru
14. Романцов, А.В. К вопросу об эффективности круговой тренировки в школьной практике / А. В. Романцов. – Воронеж, 2006. – 142 с.
15. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Спорт, 2018. – 624 с.
16. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
17. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2000. – 448 с.
18. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М.: ФиС, 2003. – 298 с.
19. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. – М.: ФиС, 2011. – 174 с.
20. Xолих, М. Круговая тренировка / М. Xолих. – М.: ФиС, 2003. – 284 с.
21. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. институтов / А.Г. Хрипкова. – М.: Просвещение, 2011. – 319 с.
22. Чунин, В.В. Структура и содержание учебных занятий, проводимых по комплексно-круговой форме / В.В. Чунин // Теория и практика физической культуры и спорта. – № 10. – 2001. – 46 с.