ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
1.1 Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста
1.2 Театрализованные игры как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
1.3 Методика использования театрализованных игр как средства социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение уровня социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
2.2 Подбор театрализованных игр для социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
2.3 Реализация театрализованных игр для социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, какими бы хорошо разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. На наш взгляд причины этого сводятся к следующему.
Во-первых, человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать и лишь приспосабливаются к изменениям. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. В этом различии взрослых и детей, видимо, кроется сегодня самая большая проблема. Так как воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются органично в современную жизнь.
Во-вторых, социально-личностное развитие детей – процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребенка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.
В-третьих, новый подход к социально-личностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают понимание педагогами сущности процесса социализации, а также сложнейших психогенных механизмов (самопознание, самоотношение, саморегуляция, саморазвитие и т.д.) и их роли в развитии личности. Овладеть этими необходимыми психологическими знаниями самостоятельно довольно сложно.
Отмеченные выше моменты значительно затрудняют реализацию требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области социально-личностного развития детей.
Цель исследования – подобрать и апробировать театрализованные игры, направленные на социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованные игры как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу посвященную вопросам социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр;
2) выявить уровень социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр;
4) разработать программу по применению театрализованных игр для социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; психодиагностический метод.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24-25.
2. Волкова, Т.А. Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Волкова, К.В. Шеина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. С. 179-183.
3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2007. – 1008 с.
4. Гераськина, В.В. Научные основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста в образовательных ситуациях / В.В. Гераськина Технологии развития и обучения детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях Материалы Внутривузовской студенческой научно-практической конференции института психологии и педагогики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. – 2018. – С. 14-19.
5. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2014. – 272 с.
6. Горбовская, А.Ю. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе / А.Ю. Горбовская // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – Т. 1. – С. 50-54.
7. Дельгас, Г.В. Сказка в гости к нам пришла. Как можно организовать театрально-игровую деятельность в ДОУ? / Г.В. Дельгас // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – № 4. – С. 77-80.
8. Дорожкина, А.А. Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредство театральной деятельности / А.А. Дорожкина // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: Сборник научных трудов I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Т.И. Никифоровой, Т.И. Гризик, Л.А. Григорович. – Чебоксары, 2015. – С. 250-252.
9. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социально личностного развития ребенка в период детства: дис. …канд. пед. наук / М.А. Иваненко. – Екатеринбург, 2005. – 178 с.
10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2010. – 416 с.
11. Корепанова, М.В. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников / М.В. Корепанова // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2012. – № 6. – С. 2.
12. Крылова, Н.М. Основные направления повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности / Н.М. Крылова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2013. – № 1. – С. 81.
13. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 336 с.
14. Самарич, В.В. Драматизация как средство становления коммуникативных способностей будущих педагогов: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / В.В. Самарич. – Ставрополь, 2000. – 25 с.
15. Сушкова, И.В. О технологии социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях / И.В. Сушкова, Е.Н. Малютина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2016. – № 35 (3). – С. 130-144.
16. Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И.В. Сушкова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
17. Сушкова, И.В. Формирование начал нравственного сознания у детей 5-7-го года жизни: актуальные вопросы теории и практики / И.В. Сушкова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. –346 с.
18. Сушкова, И.В. Экспериментальное выявление особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста/ И.В. Сушкова, Н.Е. Савкина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т. 3. – № 23. – С. 82-89.
19. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
20. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: Междунар. пед. акад., 2014. – 189 с.
21. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 416 с.
22. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2008. – №7. – С. 19-30.