ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
1.1 Роль культуры и досуга в жизнедеятельности общества
1.2 Правовое регулирование муниципального управления в сфере культуры в РФ
1.3 Лучшие практики муниципального управления в сфере культуры и досуга в РФ и в зарубежных странах
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАА-ХЕМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
2.1 Характеристика Каа-Хемского района Республики Тыва
2.2 Анализ состояния сферы культуры и досуга
2.3 Структурно-функциональный анализ муниципального управления в сфере культуры и досуга
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА КАА-ХЕМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
3.1 Проблемы муниципального управления в сфере культуры и досуга Каа-Хемского района Республики Тыва
3.2 Направления совершенствования муниципального управления в сфере культуры и досуга Каа-Хемского района Республики Тыва
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Культура не существует вне человека, его деятельности. Она изначально связана с ним и порождена человеческим стремлением деятельно совершенствовать мир и самого себя. Культура выступает связующим звеном между природой и обществом. Через культуру и посредством культуры человек не только возвышался над природой, «выходя» из своей биологической сущности, он и преодолевал свою зависимость от детерминации природы.
Культура содержит и устойчивые, и изменчивые моменты. Устойчивость культуры реализуется в традиции, заданной общению и деятельности людей. Традиции выполняют функцию сохранения и передачи от поколения к поколению элементов культурного наследия: идей, ценностей, обычаев, обрядов, способов мировосприятия и др. Традиции (научные, религиозные, моральные, национальные, трудовые и другие) функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценностных достижений человечества. Тогда как сохранение культурного достояния прошлого и настоящего является показателем жизнеспособности и жизнетворчества любого народа, стремящегося использовать культурное наследие как концентрированный опыт поколений. Однако во всем должна проявляться «мера вещей». В данном случае, слепое поклонение перед традицией может стать причиной роста консерватизма и застоя в общественной жизни и культуре. Определенной мерой здесь может (и должна) выступать система ценностей.
Культура стала выражать меру собственно человеческого в человеке. Фактически, с освоения культуры, человек начинается как личность. Человек становится личностью, приобщаясь к важнейшим формам жизнедеятельности посредством овладения и культурными нормами (им же вырабатываемых) через язык, воспитание, образование, различные виды коммуникаций. Культурные нормы (определенные правила поведения или действия) складываются в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях и др. Значительную роль в их формировании играют общественное одобрение и осуждение, сила личностного и коллективного примера, наглядные образцы поведения.
Таким образом, культура представляет неотъемлемый атрибут жизнедеятельности человека и общества. Ее состояние является определяющим критерием их цивилизованности и будущности. Мир общества и человека существует и развивается в системе самых различных оценок и отношений. Действительные ценности выступают всеобщим измерителем человеческого в культуре и его деятельности.
Эффективная деятельность органов местного самоуправления в интересах населения невозможна без создания соответствующих социальных, экономических и финансовых условий. Процессы стремительных изменений в начале третьего тысячелетия, которые царят в жизни российского общества, не смогли не повлиять и на такую сферу, как искусство и культура. Новые вызовы современного мира выдвинули на передовые позиции как абсолютный национальный приоритет развитие человека. В современном обществе все больше заметна возрастающая роль сферы культуры и искусства. И это связано, в первую очередь, с быстро растущими эстетическими и духовными потребностями человека. Культура на сегодняшний момент выступает носителем фундаментальных ценностей.
Под управлением в сфере культуры, необходимо понимать «деятельность, направленную на эффективную организацию функционирования отраслей, учреждений и иных институтов сферы культуры для достижения ими поставленных целей и выполнения своей общественной миссии». Особую роль в управлении в сфере культуры и проведении культурной политики играет муниципальный аспект управления, поскольку именно на муниципальном уровне сосредоточена основная информация о культурных потребностях местного населения, к ведомству муниципалитетов относится значительное число культурных учреждений.
В то же время, при изучении специальной литературы и нормативно-правовых документов по указанной проблеме, выявлен ряд еще не выясненных вопросов теоретического, методического и практического характера относительно муниципального управления в сфере культуры и досуга. Необходимость их урегулирования определяется современными процессами интеграции экономических систем и углублением хозяйственных и культурных взаимосвязей муниципальных образований.
Важность обозначенных проблем, недостаточный уровень исследования теоретико-методических и организационных положений муниципального управления в сфере культуры и досуга в современных условиях обусловили выбор темы исследования и подтверждают ее актуальность.
Цель выпускной квалификационной работы – на основе комплексного анализа и результатов практического исследования сформулировать предложения по совершенствованию муниципального управления в сфере культуры и досуга (на примере Каа-Хемского района Республики Тыва).
Задачи:
– определить роль культуры и досуга в жизнедеятельности общества;
– проанализировать правовое регулирование муниципального управления в сфере культуры в РФ;
– охарактеризовать лучшие практики муниципального управления в сфере культуры и досуга в РФ и в зарубежных странах;
– провести анализ состояния сферы культуры и досуга, а также структурно-функциональный анализ муниципального управления в сфере культуры и досуга Каа-Хемского района Республики Тыва;
– определить проблемы муниципального управления в сфере культуры и досуга Каа-Хемского района Республики Тыва;
– сформулировать направления совершенствования муниципального управления в сфере культуры и досуга Каа-Хемского района Республики Тыва.
Объект исследования – муниципальное управление в сфере культуры и досуга.
Предмет исследования – организация муниципального управления в сфере культуры и досуга Каа-Хемского района Республики Тыва.
Теоретическую основу исследования составляют отечественные, зарубежные и международные законодательные и другие нормативно-правовые документы, официальные статистические данные, научные труды в сфере муниципального управления в сфере культуры и досуга (В.П. Большаков, В.И. Васильев, Е.Ф. Гладун, М.В. Глигич-Золотарева, Г.П. Ивлиев, Е.Л. Игнатьева, Г.С. Кнабе, С.Б. Нанба, А.Н. Панфилов, Л.Ф. Уляева, Т.Я. Хабриева, Г.Н. Чеботарев и другие).
Методологической основой исследования явились общенаучные методологические принципы. Поставленные в работе задачи решены с помощью комплекса общенаучных и специфических методов исследования. Для выполнения отдельных задач использованы историко-правовой; сравнительный; социологический; статистический и другие методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные предложения могут использоваться администрацией Каа-Хемского района Республики Тыва муниципального управления в сфере культуры и досуга.
Структура работы. Работа включает в себя введение, три главы основного текста, заключение, библиографический список, состоящий из 83 источников литературы. Для иллюстрации работы использовалось 12 рисунков и 5 таблиц.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017) [Текст] // Российская газета. – 1992. – 17 ноября. – №248.
3. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об архивном деле в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1406/ (дата обращения: 15.10.2019).
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
5. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №26. – Ст. 2519.
6. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №42. – Ст. 5005.
7. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О народных художественных промыслах» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №2. – Ст. 234.
8. Федеральный закон от 15.04.1998 № 64-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст. 2001.
9. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №35. – Ст. 4136.
10. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О национально-культурной автономии» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10722/ (дата обращения: 15.10.2019).
11. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №22. – Ст. 2591.
12. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О библиотечном деле» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №1 – Ст. 2.
13. Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном экземпляре документов» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №1 – Ст. 1.
14. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 28.12.2017) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1905/ (дата обращения: 15.10.2019).
15. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (дата обращения: 15.10.2019).
16. Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 186 (ред. от 09.11.2018) «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №23. – Ст. 2334.
17. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5489.
18. Закон Республики Тыва от 21.05.2019 № 504-ЗРТ «О Торгово-промышленной палате Республики Тыва» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561406265 (дата обращения: 21.10.2019).
19. Постановление Правительства Республики Тыва от 05.06.2017 № 253 «Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта «Кыштаг для молодой семьи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/450243533 (дата обращения: 21.10.2019).
20. Постановление Правительства Республики Тыва от 18.03.2016 № 88 «Об оказании социальной помощи на основе социального контракта в рамках реализации социального проекта «Корова – кормилица» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/438843828 (дата обращения: 21.10.2019).
21. Муниципальная программа «Развитие культуры и туризма на территории Каа-Хемского района» на 2018-2020 годы» // Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kaa-hem.ru/city/ekonomika/munitsipalnye-programmy/ (дата обращения: 21.10.2019).
22. Муниципальная программа «Укрепление гражданского единства и национально-культурное развитие народов в Каа-Хемском районе» на 2017-2019 годы // Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kaa-hem.ru/city/ekonomika/munitsipalnye-programmy/ (дата обращения: 21.10.2019).
23. Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, включающей порядок и сроки работы конкурсной комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы в муниципальном районе «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» №31 от 20 мая 2008 года // Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kaa-hem.ru/about/vacancies/contests.php (дата обращения: 21.10.2019).
24. Решение Хурала представителей Каа-Хемского кожууна Республики Тыва №55 от 15.12.2015 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в муниципальном районе «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» // Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kaa-hem.ru/about/vacancies/order.php (дата обращения: 21.10.2019).
25. Решение Хурала представителей Каа-Хемского кожууна Республики Тыва №56 от 15.12.2015 «О квалификационных требованиях к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» // Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kaa-hem.ru/ (дата обращения: 21.10.2019).
Всего 83 источника