Введение
1. Теоретический аспект изучения приобщения к народным традициям детей дошкольного возраста
1.1. Педагогические условия приобщения к народным традициям детей дошкольного возраста
1.2. Декоративно-прикладное искусство как средство приобщение детей к народным традициям
2. Декоративное рисование по мотивам народных промыслов России как средство приобщения к народным традициям
2.1. Понятие декоративное рисование и его значение в работе с детьми дошкольного возраста
2.2. Приобщение детей к народным традициям посредством декоративного рисования по мотивам народных промыслов России
Заключение
Список литературы
Рисование играет важную роль в развитии дошкольников. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче и выразительнее их рисунки. Исследования, проведенные учеными, выявили, что первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В дошкольном возрасте ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Это строительный материал для его основных психических функций.
Декоративное рисование – это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды. Специфика занятий декоративным рисованием позволяет эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус. Технические приемы декоративного рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки.
Основная цель обучению декоративному рисованию детей дошкольного возраста – не только научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений, но и приобщить к народному творчеству и национальным традициям. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме, однако для того, чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.
В условиях к ФГОС ДО обращение к культурным традициям и промыслам обретает новое значение и звучание. Сегодня культурное наследие народного искусства призвано не только формировать личностные качества ребенка, но и создавать условия для его успешной социализации в обществе. Это возможно, если ребенок воспитывается на основе народной культуры и традиций своего этноса, носителями которых является близкое социальное окружение. Полноценное существование как человека, так и общества невозможно без знаний своих истоков, региональных особенностей и народных традиций. Вот почему так важно в жизнь детей и педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды традиционных народных промыслов. Ознакомление с различными видами традиционных народных промыслов является составной частью большинства программ дошкольного воспитания.
Цель работы – изучить декоративное рисование по мотивам народных промыслов России как средство приобщения к народным традициям детей дошкольного возраста.
Объект исследования – приобщения к народным традициям детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – декоративное рисование по мотивам народных промыслов России как средство приобщения к народным традициям детей дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить педагогические условия приобщения к народным традициям детей дошкольного возраста;
- охарактеризовать декоративно-прикладное искусство как средство приобщение детей к народным традициям;
- рассмотреть понятие декоративное рисование и его значение в работе с детьми дошкольного возраста;
- определить возможности приобщения детей к народным традициям посредством декоративного рисования по мотивам народных промыслов России.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация.
1. Белякова О. Использование инновационных технологий на занятиях по декоративному рисованию в старшей группе / О. Белякова // Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-inovacionyh-tehnologii-na-zanjatijah-po-dekorativnomu-risovaniyu-v-starshei-grupe-pismenoe-predstavlenie.html
2. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: кн. для воспитателя дет. сада / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
3. Буянова Т.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традиционной мезенской росписью / Т.А. Буянова, М.М. Уварова // Энигма. – 2019. – Т. 1. – № 9-1. – С. 424-429.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2006. – 310 с.
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Педагогика, 2011. – 196 с.
6. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 321 с.
7. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду / Т.С. Комарова. – М., 2014. – 213 с.
8. Кузнецова Т.Н. Педагогические условия развития умений составлять декоративные узоры по мотивам народных росписей у детей старшего дошкольного возраста / Т.Н. Кузнецова, Т.В. Ивкина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании: Материалы VII Международной научно-практической конференции; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – 2015. – С. 374-377.
9. Леонтьева К.А. Дымковская роспись как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО / К.А. Леонтьева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 мая 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. – С.144-146.
10. Мелик-Пашаев A.A. Художник в каждом ребенке / A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
11. Народное искусство в воспитании дошкольников: учеб. пособие к Программе воспитания и обучения в дет. саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Пед. о-во России, 2005 (ГП Владимир. книж. тип.). – 246 с.
12. Николаева В.И. Педагогические условия для создания декоративных композиций Жостово детьми старшего дошкольного возраста / В.И. Николаева, Т.А. Буянова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 2 апреля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. – С. 79-82.
13. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.А. Веркасы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
14. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство – детям / Г.Н. Пантелеев, Ю.В. Максимов, Л.В. Пантелеева. – М: Просвещение, 1976. – 143 с.
15. Погодина С. Художественные техники. Карандаш / С. Погодина // Дошкольное воспитание. – 2011. – №12. – С. 37-44.
16. Пушкина С.А. Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности (раздел «декоративное рисование») для детей 6–7 лет / С.А. Пушкина // Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnaja-obrazovatelnaja-programa-po-izobrazitelnoi-dejatelnosti-razdel-dekorativnoe-risovanie-dlja-detei-6-7-let.html
17. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 2013. – 137 с.
18. Шулика М.В. Произведения декоративно-прикладного искусства как часть материальной культуры славянских народов / М.В. Шулика, О.А. Михайлова // Гуманитарный научный вестник. – 2019. – № 3. – С. 19-26.