Введение
Глава 1. Теоретические представления о орфографически грамотном письме в современной литературе
1.1. Лингвистические и психологические представления об орфографии
1.2. Закономерности и механизмы формирования орфографически грамотного письма при нормальном речевом развитии
1.3. Понятие и симптоматика нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста
1.4. Состояние вопроса об овладении орфографическими нормами детьми с нарушениями письменной речи
Глава 2. Научно-методические основы выявления сформированности орфографических норм у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи
2.1. Анализ методик обследования письменной речи у детей школьного возраста
2.2. Обоснование и описание системы заданий для выявления сформированности орфографических норм у детей с нарушениями письменной речи
Заключение
Список использованных источников
Даже небольшое на первый взгляд отклонение от нормы приводит современного ребенка в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому. Избежать этого можно лишь в случае ранней диагностики нарушений и проведения комплексной развивающей и психокоррекционной работы.
Следует иметь в виду, что любое отклонение в развитии ребенка неизбежно ведет к трудностям формирования письменной речи. Отсутствие же возможности их развития и коррекции за счет обучения некоторым естественным видам деятельности (завязывание шнурков, пришивание пуговиц, заточка карандашей руками и пр.), по причине либо гиперопеки, либо, наоборот, недостаточного внимания к ребенку, лишь увеличивает количество проблем у детей. Поскольку формирование этих навыков сопряжено со значительными трудностями даже у благополучных детей, это приводит к значительному падению интереса к любой графической и письменной деятельности в целом.
Дети с нарушением речи являются особой категорией с недостаточными предпосылками для овладения письмом. В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.
У младших школьников с нарушениями письменной речи, в силу своих особенностей когнитивного развития, овладения орфографически грамотным письмом затруднено. Это связано как с недостаточным речевым развитием, так и с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля. Все это отражается и на овладении орфографически грамотным письмом.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема повышения эффективности комплексной коррекционно-логопедической работы по овладению орфографически грамотным письмом у младших школьников с нарушениями письменной речи не теряет своей актуальности.
Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил. Количество исследований, направленных на исследование познавательной деятельности детей с дисграфией и дислексией, сравнительно невелико. В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей по овладению орфографически грамотным письмом у младших школьников с нарушениями письменной речи.
Объект исследования: овладение орфографически грамотным письмом.
Предмет исследования: особенности овладения орфографически грамотным письмом младшими школьниками с нарушениями письменной речи.
Цель исследования: на основе изученных теоретических источников обосновать и описать систему заданий для выявления сформированности орфографических норм у детей с нарушениями письменной речи.
Задачи исследования:
- изучить лингвистические и психологические представления об орфографии;
- охарактеризовать закономерности и механизмы формирования орфографически грамотного письма при нормальном речевом развитии;
- выявить понятие и симптоматику нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть состояние вопроса об овладении орфографическими нормами детьми с нарушениями письменной речи;
- провести анализ методик обследования письменной речи у детей школьного возраста;
- обосновать и описать систему заданий для выявления сформированности орфографических норм у детей с нарушениями письменной речи.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической методической литературы по проблеме исследования; сравнение обобщение; систематизация.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Азова, О. И. Обследование младших школьников с дизорфографией / О. И. Азова. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.
2. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: дис. … канд. пед. наук / О.И. Азова. – М., 2006. – 220 с.
3. Ахметзянова, А.И. Патология речи / А.И. Ахметзянова. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. – 167 с.
4. Баулина, М.Е. Системный подход к анализу нарушений письменной речи в детском возрасте / М.Е. Баулина // Системная психология и социология. – 2014. – № 1 (9). – С. 73-78.
5. Безруких, М.М. Ступеньки к школе / М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2009. – 256 с.
6. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М.: Просвещение, 1966. – 307 с.
7. Бруева, О.В. Профилактика письменных нарушений речи у детей с дисграфией / О.В. Бруева, Г.А. Сидорова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 7 (92). – С. 43-47.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. – СПб.: Речь, 2004. – 144 с.
9. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2000. – 1008 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2009. – 365 с.
11. Гончарова Н.А. Программа по коррекции устрой речи и профилактике нарушений письма у младших школьников / Н.А. Гончарова // Эффективность воспитательных и образовательных процессов в учреждениях образования и здравоохранения: Сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции по педагогике. Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ - СИЛА». – СПб., 2015. – С. 135-143.
12. Гусакова, Н.Ф. Психологическая база письменной речи / Н.Ф. Гусакова // Научно-методический электронный журнал Концепт. ‒ 2013. ‒ Т. 4. ‒ С. 2776-2780.
13. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык, речь / Н. И. Жинкин // Нарушение речи у дошкольников / сост. Р. А. Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972. – С. 9-31
14. Заваденко, Н.Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции: метод. пособие для врачей / Н.Н. Заваденко. ‒ М.: Соверо-пресс, 2013. ‒ 63 с
15. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – Воронеж: МОДЭК, 2011. – 432 с.
16. Зиновьева О.Г. Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников / О.Г. Зиновьева // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – М., 2015. – С. 106-107.
17. Иванова, В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1976. – 288 с.
18. Иншакова, О. Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников / О. Б. Иншакова, А. А. Назарова. – М.: В. Секачев, 2013. – 72 с.
19. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1: Пособие для логопеда. – В 2-х частях / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
20. Калягин, В.А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
Всего 46 источников