ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
1.1 Научно-теоретические основы изучения лексики и особенности развития словаря детей дошкольного возраста
1.2 Специфика формирования словаря у детей с алалией
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
2.1 Анализ диагностических методик по выявлению уровня сформированности словаря у детей с алалией
2.2 Обоснование диагностической методики по выявлению уровня сформированности словаря у детей с алалией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современной психологии, педагогике, методике развития речи и логопедии работа по развитию словаря детей рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря для детей за счет незнакомых или трудных для них слов через расширение окружающего.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Значение словарной работы для развития речи детей трудно переоценить. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться, понимать литературу, радио, телепередачи. Следовательно, дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря, как одну из важных задач по развитию речи.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.
Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Овладение лексическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Исправление недостатков речи в дошкольном возрасте детей с алалией – важное условие полноценного развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
В работах лингвистов, психологов, педагогов отмечается значение речи как способ формулирования мысли посредством языка. Полноценное развитие речи повышает коммуникативность ребенка, что является залогом его успешной социализации в обществе.
Основа развития речи – словарный запас ребенка. Особенно он важен при работе с детьми с алалией. Работа по постановке звуков проводится на основе усвоенных слов ребенком. Развитие устной связной речи, также затруднено, если у ребенка нет достаточной базы активного словаря.
В современной практике преодоления нарушений формирования лексической стороны речи и лексической системности недостаточно полно изучены средства педагогического логопедического воздействия, которые позволяют обеспечить восстановление описанного механизма лексического развития. Не в полной мере в исследованиях раскрыты и вопросы изучения особенностей лексической системности у детей с алалией.
Цель работы – определить особенности формирования словаря у детей с алалией.
Объект исследования: формирование словаря у детей.
Предмет исследования: специфика формирования словаря у детей с алалией.
Задачи:
– изучить научно-теоретические основы изучения лексики и особенности развития словаря детей дошкольного возраста;
– выявить специфику формирования словаря у детей с алалией;
– провести анализ диагностических методик по выявлению уровня сформированности словаря у детей с алалией;
– обосновать диагностическую методику по выявлению уровня сформированности словаря у детей с алалией.
Методологической базой исследования явились:
– теории формирования и развития речи детей с нарушениями речи (О.Ф. Богатая, Т.Г Визель, И.Т. Власенко, Г.А. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина и другие);
– концепции развития детей с алалией (М. Брыла, В.К. Воробьева, А.М. Горчакова, Н.А. Гренкова, В.А. Ковшиков, Я.А. Красноперова, З.А. Репина и другие);
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут стать основой для разработки коррекционно-логопедической работы по обогащению словаря у детей с алалией
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Москва: Академия, 2000. 207 с.
2. Богатая, О. Ф. Авторская методика обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи / О. Ф. Богатая // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (60). С. 161-170.
3. Брыла, М. Состояние вопроса о методах формирования лексической стороны речи у детей с экспрессивной алалией / М. Брыла // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи: сборник трудов. Ленинград: ЛГПИ, 1989. С. 57-64.
4. Визель, Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Г. Визель. Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. 127 с.
5. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. Москва: Педагогика, 1990. 183 с.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. Санкет-Петербург: Речь, 2010. 144 с
7. Воробьева, В. К. Лексико-семантические особенности речи детей с алалией / В. К. Воробьева // Расстройства речи и голоса в детском возрасте / под ред. С.С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. Москва: МГПИ, 1973. С. 176-185.
8. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. Москва: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с.
9. Воробьева, В. К. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью / В. К. Воробьева, Б. М. Гришпун // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1983. С. 106-208.
10. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. Москва: Изд-во ЭКСМО, 2000. 1008 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. Москва: Просвещение, 2009. 365 с.
12. Горчакова, А. М. Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией / А. М. Горчакова, Е. А. Чаладзе // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 17-21.
13. Гренкова, Н. А. Использование элементов обучения грамоте в сложных случаях речевого недоразвития у детей / Н. А. Гренкова // Логопед. 2013. № 3. С. 18-26.
14. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. Москва: Айрис-пресс, 2008. 167 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. Москва: Просвещение, 1985. 210 с.
16. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество. Избранные труды / Н.И. Жинкин. Москва: Лабиринт, 1998. 364 с.
17. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007. 317 с.
18. Загоруйко, Т. Е. Система коррекционной работы детей с тяжелыми нарушениями речи / Т. Е. Загоруйко // Наука через призму времени. 2019. № 4 (25). С. 100-103.
19. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. Москв.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
20. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. Санкт-Петербург: КАРО, 2018. 304 с.
Всего 41 источник