ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПАРЦИАЛЬНОЙ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
1.1 Сущность мотивации к учебной деятельности
1.2 Особенности учебной мотивации у младших школьников
1.3 Характеристика учебной мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПАРЦИАЛЬНОЙ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Описание экспериментального исследования мотивации к обучению у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций
2.2 Применение проектной деятельности для формирования учебной мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций
2.3 Эффективность формирования учебной мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Обучение в начальной школе является очень важным этапом для ребенка. В данный период у него происходит формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) и других психологических новообразований, которые служат фундаментом для развития на последующих возрастных этапах. Например, на данном этапе у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника», которая отражает его готовность в принятии на себя статуса «ученик». Статус ученика сопровождают и определенные обязательства, которые заключаются в получении хороших отметок. Успеваемость школьников находится в прямой связи с их заинтересованностью в получении знаний, в посещении школы. И, если в первый класс ребенок идет полный энтузиазма, то уже к завершению первого года обучения – началу второго его уровень значительно падает.
Педагог начальных классов должен учитывать мотивацию учащихся, поскольку именно мотивация обуславливает эффективность учебной деятельности и выступает в качестве ее основы. Кроме того, благополучие школьного обучения находится в прямой зависимости от правильного развития мотива учения. Мотивационная сфера ребенка характеризуется динамичностью, что обуславливает большие возможности для развития мотивов, которые необходимы для эффективного обучения в школе. Однако следует помнить, что мотивационная сфера также отличается неустойчивостью, поэтому важно учитывать условия, которые способствуют подкреплению учебных мотивов. Важно выяснить, как отношение учащихся к учителю способно повлиять на мотивацию учебной деятельности.
Мотивацию учебной деятельности изучали такие авторы как В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Д.И. Журавлева, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др. Проблемой мотивации в младшем школьном возрасте интересовались Л.И. Божович, М.Н. Волокитина, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин и др.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблемам повышения учебной мотивации, лишь в некоторых отмечена проектная деятельность как средство формирования мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций.
Формирование учебной мотивации у обучающихся с парциальной несформированностью высших психических функций без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.
Объект исследования – учебная мотивация у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций.
Предмет исследования – применение проектной деятельности в формировании учебной мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций.
Цель исследования – выявление специфики учебной мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций средствами проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность учебной мотивации.
2. Определить условия формирования мотивации к обучению у младших школьников.
3. Выявить особенности учебной мотивации в младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций
3. Проанализировать особенности мотивации к обучению у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций.
4. Разработать и апробировать программу формирования мотивации к обучению у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций посредством проектной деятельности.
5. Определить эффективность применения проектной деятельности как средства формирования учебной мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций.
Гипотезой исследования выступило предположение, что использование проектной деятельности способствует формированию мотивации обучения у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- концепции и теории учебной мотивации (Е. Белова, Г.И. Вергелес, В.К. Дьяченко, Е.П. Ильин, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Картунова, Ю.В. Киселева, И.Ю. Кулагина и др.);
- работы, посвященные использованию проектной деятельности (Е.С. Знакова, Е.А. Никитина, О.В. Сергушина и др);
- теории, раскрывающие особенности младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций (Н.Л. Белопольская, Л.А. Корожнева и др.).
Методы исследования:
1) анализ теоретических источников, сравнение, обобщение, систематизация;
2) психодиагностический метод, количественный и качественный анализ результатов;
3) методы математической статистики.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.
Выборочную совокупность исследования составили младшие школьники муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» (г. Новосибирск, ул. Потанинская, 9). Всего в исследовании приняли участие 20 школьников 3-4 класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут стать основой для консультационной или коррекционной работы с младшими школьниками с парциальной несформированностью высших психических функций.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. Белова Е. Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры // Директор школы. 2016. № 1. С. 37-41.
2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Когито-Центр, 2009. 192 с.
3. Богоявленский Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на/Д: РГУ, 2008. 224 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
5. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: дис. д-ра пед. наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/140638/ (дата обращения: 15.01.2020)
6. Вергелес Г.И. Развитие идей А.И. Раева в современной психолого-педагогической науке и практике начального образования // Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т. 5. Вып.1. С. 3-11.
7. Вергелес Г.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1987. 80 с.
8. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности. Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 2016. 572 с.
9. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
10. Знакова Е.С. Развитие творческих способностей учащихся с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 33-35.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2002. 512 с.
12. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: ЮНИТИ, 2011. 735 с.
13. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. М.: Сфера, 2004. 208 с.
14. Картунова А.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации учащихся младших классов // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 17-19.
15. Киселева Ю.В. Дидактические условия и этапы формирования учебной деятельности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1. С. 259-262.
16. Киселева Ю.В. Функции учебной деятельности младших школьников // Педагогическое образование на Алтае. 2012. № 2. С. 417-422.
17. Корожнева Л.А. Развитие мотивов учебной деятельности младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. Т. 6. № 1. С. 3-9.
18. Кулагина И.Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 102-109.
19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / под ред. В.В.Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. Т.2. 320 с.
20. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. С.93-100.
Всего 34 источника