Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Формирование учебной мотивации у младших школьников с ЗПР средствами проектной деятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2020 | Страниц: 48

Цена: 1 700
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПАРЦИАЛЬНОЙ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

1.1 Сущность мотивации к учебной деятельности

1.2 Особенности учебной мотивации у младших школьников

1.3 Характеристика учебной мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПАРЦИАЛЬНОЙ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Описание экспериментального исследования мотивации к обучению у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций

2.2 Применение проектной деятельности для формирования учебной мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций

2.3 Эффективность формирования учебной мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Обучение в начальной школе является очень важным этапом для ребенка. В данный период у него происходит формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) и других психологических новообразований, которые служат фундаментом для развития на последующих возрастных этапах. Например, на данном этапе у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника», которая отражает его готовность в принятии на себя статуса «ученик». Статус ученика сопровождают и определенные обязательства, которые заключаются в получении хороших отметок. Успеваемость школьников находится в прямой связи с их заинтересованностью в получении знаний, в посещении школы. И, если в первый класс ребенок идет полный энтузиазма, то уже к завершению первого года обучения – началу второго его уровень значительно падает.

Педагог начальных классов должен учитывать мотивацию учащихся, поскольку именно мотивация обуславливает эффективность учебной деятельности и выступает в качестве ее основы. Кроме того, благополучие школьного обучения находится в прямой зависимости от правильного развития мотива учения. Мотивационная сфера ребенка характеризуется динамичностью, что обуславливает большие возможности для развития мотивов, которые необходимы для эффективного обучения в школе. Однако следует помнить, что мотивационная сфера также отличается неустойчивостью, поэтому важно учитывать условия, которые способствуют подкреплению учебных мотивов. Важно выяснить, как отношение учащихся к учителю способно повлиять на мотивацию учебной деятельности.

Мотивацию учебной деятельности изучали такие авторы как В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Д.И. Журавлева, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др. Проблемой мотивации в младшем школьном возрасте интересовались Л.И. Божович, М.Н. Волокитина, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин и др.

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблемам повышения учебной мотивации, лишь в некоторых отмечена проектная деятельность как средство формирования мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций.

Формирование учебной мотивации у обучающихся с парциальной несформированностью высших психических функций без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.

Объект исследования – учебная мотивация у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций.

Предмет исследования – применение проектной деятельности в формировании учебной мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций.

Цель исследования – выявление специфики учебной мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций средствами проектной деятельности.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать сущность учебной мотивации.

2. Определить условия формирования мотивации к обучению у младших школьников.

3. Выявить особенности учебной мотивации в младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций

3. Проанализировать особенности мотивации к обучению у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций.

4. Разработать и апробировать программу формирования мотивации к обучению у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций посредством проектной деятельности.

5. Определить эффективность применения проектной деятельности как средства формирования учебной мотивации у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций.

Гипотезой исследования выступило предположение, что использование проектной деятельности способствует формированию мотивации обучения у младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

- концепции и теории учебной мотивации (Е. Белова, Г.И. Вергелес, В.К. Дьяченко, Е.П. Ильин, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Картунова, Ю.В. Киселева, И.Ю. Кулагина и др.);

- работы, посвященные использованию проектной деятельности (Е.С. Знакова, Е.А. Никитина, О.В. Сергушина и др);

- теории, раскрывающие особенности младших школьников с парциальной несформированностью высших психических функций (Н.Л. Белопольская, Л.А. Корожнева и др.).

Методы исследования:

1) анализ теоретических источников, сравнение, обобщение, систематизация;

2) психодиагностический метод, количественный и качественный анализ результатов;

3) методы математической статистики.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.

Выборочную совокупность исследования составили младшие школьники муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» (г. Новосибирск, ул. Потанинская, 9). Всего в исследовании приняли участие 20 школьников 3-4 класса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут стать основой для консультационной или коррекционной работы с младшими школьниками с парциальной несформированностью высших психических функций.

Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

1. Белова Е. Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры // Директор школы. 2016. № 1. С. 37-41.

2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Когито-Центр, 2009. 192 с.

3. Богоявленский Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на/Д: РГУ, 2008. 224 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.

5. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: дис. д-ра пед. наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/140638/ (дата обращения: 15.01.2020)

6. Вергелес Г.И. Развитие идей А.И. Раева в современной психолого-педагогической науке и практике начального образования // Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т. 5. Вып.1. С. 3-11.

7. Вергелес Г.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1987. 80 с.

8. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности. Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 2016. 572 с.

9. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.

10. Знакова Е.С. Развитие творческих способностей учащихся с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 33-35.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2002. 512 с.

12. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: ЮНИТИ, 2011. 735 с.

13. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. М.: Сфера, 2004. 208 с.

14. Картунова А.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации учащихся младших классов // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 17-19.

15. Киселева Ю.В. Дидактические условия и этапы формирования учебной деятельности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1. С. 259-262.

16. Киселева Ю.В. Функции учебной деятельности младших школьников // Педагогическое образование на Алтае. 2012. № 2. С. 417-422.

17. Корожнева Л.А. Развитие мотивов учебной деятельности младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. Т. 6. № 1. С. 3-9.

18. Кулагина И.Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 102-109.

19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / под ред. В.В.Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. Т.2. 320 с.

20. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. С.93-100.

Всего 34 источника

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское