Введение
1. Теоретические основы обучения детей с нарушениями слуха в детских садах
1.1. Характеристика нарушений слуха
1.2. Специфика системы обучения детей с нарушениями слуха в детских садах
2. Исторические аспекты системы обучения глухонемых в детских садах дореволюционного периода
2.1. История обучения глухонемых детей
2.2. Обучение глухонемых в детских садах дореволюционного периода
Заключение
Список использованной литературы
Степень разработанности темы исследования. Тема системы обучения детей с нарушениями слуха в детских садах получила определённое рассмотрение в специальной и научно-академической литературе разных лет, чем обуславливается её разработанность в отечественной и зарубежной науке.
Непосредственно для данного исследования были проанализированы и использованы труды таких ученых и специалистов, как Г.Н. Батов, С.Ю. Визитова, А.Г. Джантурина, Л.С. Димскис, Д.В. Долгов, В.М. Дудник, С.А. Зыков, С.В. Каришева, А. Мальцев, А.М. Молоток, Д. Рощеня, Е.Е. Савельева, Н.А. Арефьева, и других.
Объект исследования – особенности системы обучения детей с нарушениями слуха в детских садах.
Предмет исследования – система обучения глухонемых в детских садах дореволюционного периода.
Цель исследования – проанализировать особенности системы обучения детей с нарушениями слуха в детских садах дореволюционного периода.
Гипотеза исследования – предположение о том, что в дореволюционной России сложились основные направления системы социальной защиты глухонемых детей, определились методы работы с ними, были намечены пути их интеграции в социум.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать нарушения слуха и речи.
2. Выяснить специфику системы обучения детей с нарушениями слуха в детских садах.
3. Проанализировать исторические аспекты системы обучения детей с нарушениями слуха в детских садах дореволюционного периода.
1. Батов Г.Н. История обучения слабослышащих детей в России : дис. … канд. пед. наук / Батов Геннадий Николаевич. – М., 1998. – 187 с.
2. Батов-Пясецкий Г.Н. История обучения слабослышащих детей в России : монография / Батов-Пясецкий Геннадий Николаевич ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва : МЦФ, 2002. - 126 с.
3. Визитова С.Ю. Проблемы инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения: взаимодействие в семье и обществе // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 477-479.
4. Джантурина А.Г. Сурдология и слухопротезирование // Вестник хирургии Казахстана. - 2011. - №2 (26). - С. 73.
5. Димскис Л.С. Дактильная речь: Пособие для педагогов специальных образовательных учреждений для детей с нарушением слуха. — Минск: НИО, 2011. — 76 с.
6. Долгов Д.В. Московский отдел попечительства государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых (1905-1917) / Д. В. Долгов. - Москва : Спутник+, 2014. - 71 с.
7. Долгов Д.В. Из истории Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых (1853-1917) / Д. В. Долгов. - Москва : Спутник+, 2016. - 136 с.
8. Дудник В.М. Раннее выявление нарушений слуха у новорожденных // СМБ. - 2013. - №3-1 (39). - С. 103-107.
9. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку : учеб. пособие для студентов дефектологических фак. пед. ин-тов / С. А. Зыков. - М. : Просвещение, 1977. - 200 с.
10. Каришева С.В. Спецшколы для детей с нарушением слуха: настоящее и будущее // Дискуссия. - 2012. - №5. - С. 91-94.
11. Мальцев А. О работе училища глухонемых в г. Александровске Екатеринославской губ. / Мальцев А. // Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России / сост. А.И.Дьячков, А.Д.Доброва. – М. : Учпедгиз РСФСР, 1949. – Т. 1.
12. Международный день глухих // Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20170924/1505260811.html (дата обращения: 15.03.2018).
13. Молоток А.М. История формирования педагогических подходов обучения неслышащих до времени возникновения отечественной сурдопедагогики // Христианское чтение. - 2017. - №4. - С. 344-353.
14. Рощеня Д. История первого русского сурдопедагога: как глухой художник в Москве школу открыл // Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/article/istoriya-pervogo-russkogo-surdopedagoga-kak-gluhoj-hudozhnik-v-moskve-shkolu-otkryl/ (дата обращения: 15.03.2018).
15. Савельева Е.Е., Арефьева Н.А. Нарушения слуха у детей, возможности диагностики и реабилитации // МС. - 2014. - №3. - С. 51-54.