Введение
Глава I. Теоретическое осмысление обучения формулировке и решению проблем на уроках математики в младшем школьном возрасте
1.1. Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста
1.2. Роль математики в обучении пространственным представлениям у детей младшего дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Экспериментальная проверка педагогических условий развития пространственных ориентировок у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Одна из задач дошкольного образования развитие у дошкольника пространственных представлений, которые являются базой для развития пространственного мышления. В связи с этим обосновано и актуально ввиду малоизученности исследование роли математического образования в дошкольном образовательном учреждении в развитии пространственных представлений детей дошкольного возраста (Щербакова Е.И.).
Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения.
Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, проявляется в школьный период в нарушениях письма, чтения, счета (Семаго Н.Я.).
Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.). Огромную роль в развитии пространственного восприятия играет сравнение двух сходных, но в чем-то разных предметов. Такое сравнение позволяет выделить те отличительные признаки предметов, которые для них характерны (Л.И. Румянцева). И в данном случае, по нашему мнению, именно математика способна выступить важнейшим педагогическим условием развития пространственных ориентировок.
Цель исследования – изучить педагогические условия развития пространственных ориентировок у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – педагогический процесс обучения и развития пространственных ориентировок у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие у детей младшего дошкольного возраста пространственных представлений.
Гипотеза – предположение того, что пространственные представлений у детей дошкольного возраста можно развивать более эффективно с помощью цикла занятий по математике, в который включены специальные упражнения.
Задачи исследования:
- Изучить формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
- Выяснить роль математики в обучении пространственным представлениям у детей младшего дошкольного возраста .
- Провести констатирующий эксперимент.
- Провести формирующий эксперимент.
1. Ананьев Б.Г. Формирование и восприятие пространства и пространственных представлений у детей / Отв. ред. Б.Г. Ананьев М.:1956. 222 с.
2. Безруких М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия у детей 5-7,5 лет.- М.,1995.
3. Белошистая А. В. Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике в ДОУ // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. - №3. – С.3.
4. Говорова Р.И., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентации у детей. //Дошкольное воспитание-1975(6).-№9-С.55-58.
5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова и др.: под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1996.
6. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М.: Знание, 1994.
7. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999г.
8. Математика от трех до семи / Авт.-сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе – СПб.: «Детство-пресс», 2003. – 176 с.
9. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
10. Михайлова З.А. Логико-математические игры для дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2003. - № 4.
11. Мусейибова Т.А. Формирование пространственных представлений. дошкольное. 1968. , С.35-42.
12. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
13. Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996
14. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада / Сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 255 с. – (Библиотека программы «Детство»).
15. Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2005. - №6. – С.33-40.
16. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – 400 с.
17. Проблемы восприятия пространства и времени. — Л.: Лен. Издат. Общества психологов, 1961. —200 с.
18. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду // Под редакцией Плаксиной Л. И. – М.: «Экзамен», 2003. – 256 с.
19. Проскура Е.В. О возможных точках отсчета при оценке пространственных ситуаций детьми дошкольного возраста.//Всесоюзная науч. конф. по актуальным. проблемам общественного дошкольное воспитание и вопросам подготовки детей к школе. Тез. докл.т.2.-м.,1970.
Всего 30 источников литературы