ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ, И ВЗГЛЯДЫ А.С. МАКАРЕНКО НА ДАННЫЙ МЕТОД
1.1. Теоретические подходы к методу поощрения и наказания
1.2. А.С. Макаренко о поощрении и наказании
1.3. Система поощрения и наказания и иные методы воспитания
1.4. Современная практика педагогического применения системы поощрения и наказания
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Методика и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Проблему поощрения и наказания в педагогике исследовали такие авторы, как Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, В.И. Фармаковский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский, З. Фрейд, А. Адлер, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс, Т. Гордон, Я. Корчак, Р. Дрейкурс Л.Ю. Гордин, O.A. Карабанова, A.C. Спиваковская и др. Тема представляется нам достаточно разработанной. Однако с течением времени данная тема не теряет актуальности, привлекая каждый раз новых исследователей, которые находят новые аспекты применения поощрения и наказания в современной педагогике.
Цель исследования – изучить взгляды А.С. Макаренко, а также и современные научные взгляды на проблематику применения поощрения и наказания в педагогике.
Объект исследования – психологические и педагогические аспекты применения поощрения и наказания в педагогике.
Предмет исследования – взгляды А.С. Макаренко, а также и современные научные взгляды на проблематику применения поощрения и наказания в педагогике.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические подходы к методу поощрения и наказания.
2) Выяснить взгляды А.С. Макаренко на поощрение и наказание.
3) Проанализировать современную практику применения системы поощрения и наказания
4) Провести практическое исследование.
Эмпирическая база исследования – МБОУ СОШ № 20 г. Санкт-Петербурга. Для проведения исследования были приглашены две группы детей 3 класса разного пола: контрольная и экспериментальная. В каждой группе по 17 человек, из них 9 мальчиков и 8 девочек. Возраст детей: 9 лет. Также в исследовании принимали участие родители учеников и учителя.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер; пер. с нем. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. – 96 с.
2. Алексеева Е.Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2006. - N 5. - С. 52-54.
3. Бадонов А.М. Власть и насилие в семье / А. М. Бадонов // Власть. - 2015. - № 8. - С. 115-119.
4. Беглова Т. Между запретом и поощрением [Текст] : правила жизни пятиклассников / Татьяна Беглова // Классное руководство и воспитание школьников - Первое сентября. - 2013. - № 9 (132). - С. 26-30.
5. Борисенко Е.А. Бить или не бить? О воспитательных стратегиях родителей [Текст] / Е. А. Борисенко // Человек. - 2010. - № 2. - С. 129-134.
6. Глебова А. Нельзя помиловать. 10 важных вопросов и честных ответов про проступки малышей и ответные санкции родителей [Текст] / Анастасия Глебова // Крестьянка. - 2014. - № 3. - С. 60-61.
7. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей / Л. Ю. Гордин. - М. : Педагогика, 1971. - 200 с.
8. Грицай Л.А. Русские педагоги о допустимости наказаний детей в семье [Текст] / Л. А. Грицай // Воспитание школьников. - 2014. - № 5. - С. 62-67.
9. Дементьева И.Ф. Методы семейного воспитания: состояние и перспективы развития [Текст] / И. Ф. Дементьева // Социальная педагогика. - 2014. - № 6. - С. 17-33.
10. Жесткова Е.И. Поощрения, наказания или... диалог? [Текст] / Е. И. Жесткова // Воспитатель ДОУ. - 2010. - № 6. - С. 68-72.
11. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.Ф. Каптерев; под ред. A.M. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. – 704 с.
12. Левин К. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности [Текст] / К. Левин, А. Бандура. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 – 125 с.
13. Лесфгафт П.Ф. О наказаниях в семье и их влияние на развитие типа ребенка [Текст] / П.Ф. Лесгафт // Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1988. – С. 264–273.
14. Лысова А.В. Об измерении родительского поведения по наказанию детей [Текст] / А. В. Лысова, А. В. Истомина // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2009. - N 28. - с. 105-106.
15. Макаренко А.С. Собрание сочинений : в 4т. / Макаренко А. С. - М. : Правда, 1987 - Т.1. - 1987. - 376 с.
16. Макаренко А.С. Собрание сочинений : в 4т. / Макаренко А. С. - М. : Правда, 1987 - Т.2. - 1987. - 543 с.
17. Макаренко А.С. Собрание сочинений : в 4т. / Макаренко А. С. - М. : Правда, 1987 - Т.3. - 1987. - 509 с.
18. Макаренко А.С. Собрание сочинений : в 4т. / Макаренко А. С. - М. : Правда, 1987 - Т.4. - 1987. - 574 с.
19. Макаренко А.С. О воспитании в семье : избр. пед. произведения / А. С. Макаренко. - М. : Учпедгиз, 1955. - 320 с.
Всего 30 источников литературы