Введение
Глава 1. Характеристика преподавания информатики в старшей школе
1.1. Теория и методика преподавания информатики в школе
1.2. Анализ учебников по информатике в старшей школе
1.3. Затруднения и проблемы изучения программирования в старшей школе
Глава 2. Практическое исследование
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Информатика вводится как учебный модуль предмета «Технология» в III—IV классах, где формируются общеучебные умения и навыки. В V— VII классах рекомендуется продолжать изучать информатику за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения. В VIII— IX классах информатика уже является самостоятельным учебным предметом федерального компонента государственного стандарта общего образования (базовый курс). В старшей школе (X— XI классы) вводится профильное обучение.
Цель исследования – изучить преподавание информатики в старшей школе на примере раздела «база данных».
Объект исследования – методика преподавания информатики в старшей школе.
Предмет исследования – диагностические знания по разделу база данных в старшей школе.
Задачи исследования:
Изучить теорию и методику преподавания информатики в школе.
Провести анализ учебников по информатике в старшей школе.
Проанализировать затруднения и проблемы изучения программирования в старшей школе.
Провести практическое исследование.
Проблему преподавания информатики в старшей школе детально исследуют такие авторы, как Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.В. Макарова, А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов, В.И. Колесников, Б.В. Соболь, А.Б. Галин, В.В. Лаптев, Н.И. Рыжова, М. В. Швецкий, М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, И. А. Щукина, и др.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: анализ теоретических источников и публикаций по теме, обобщение и интерпретация результатов исследования, проведение эмпирического исследования.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // Российская газета, N 139, 21.06.2012.
2. Босова Л.Л. Информатика : программа для основной школы : 5-6-е классы : 7-9-е классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - 3-е изд. - Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 87 с.
3. Босова Л.Л. Информатика : 7-9-е классы : планируемые результаты : система заданий: учебное пособие для общеобразовательных организаций : / Л. Л. Босова. - Москва : Просвещение, 2016. - 143 с.
4. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. – Минск: Вышэйшая школа, 1998. – 431 с.
5. Информатика и ИКТ [Текст] : учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. - 4-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2012. - 237 с.
6. Информатика и ИКТ [Текст] : учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч. 1 / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2012. - 244 с.
7. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория [Текст] : учебник / ред. Н. В. Макарова. - СПб. : Питер, 2006. - 368 с.
8. Информатика: учебник / А. Н. Гуда, М. А. Бутакова, Н. М. Нечитайло, А. В. Чернов ; ред. В. И. Колесников. - 3-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2009. - 400 с.
9. Информатика: учебник / Б. В. Соболь, А. Б. Галин [и др.]. - Изд-е 4-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 446 с.
10. Лаптев В.В. Методическая теория обучения информатике : аспекты фундам. подгот. / В. В. Лаптев, Н. И. Рыжова, М. В. Швецкий ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Издательство С.-Петерб. университета, 2003. - 351 с
11. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: Академия, 2001. – 624 с.
12. Обучение информатике: история, современность и перспективы : сборник трудов всероссийской научно-практической конференции, [19-20 мая 2011 года]. - Москва : МГОУ, 2011. - 152 с.
13. Общая информатика [Текст] : учеб. пособие для сред. шк. : [ 5-9 кл.] / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, А. Г. Алексеев. - Москва : Инфорком-пресс : АСТ-пресс, 1999. - 591 с.
14. Основы информатики и компьютерной техники [Текст] : учеб. пособие [для учащихся сред. и студентов высш. учеб. заведений по дисциплине "Основы информатики"] / А.В. Велихов. - М. : СОЛОН-пресс, 2003. - 539 с.
15. Подготовка и профессиональная деятельность учителей и преподавателей информатики: компетентностный подход / [Гриншкун В. В., Горелов Н. К., Дагестани К. Ф. и др.] ; науч. редакторы И. В. Соколова, Д. А. Иванченко; Рос. гос. социал. ун-т. - Москва : Издательство Российского гос. социального университета, 2010. - 209 с.
16. Современные проблемы обучения информатике и информатизации образования : сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей РГСУ / Рос. гос. социал. ун-т, фак. информ. технологий и техносфер. безопасности, каф. социал. и пед. информатики ; [сост.: Е. В. Метелкин, И. В. Соколова]. - Москва : Издательство Российского государственного социального университета, 2015. - 144 с.
17. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. – М.: Высшая школа, 2004. – 223 с.
18. Сборник задач по информатике [Текст] : метод. указания и задания для лаб. работ / М-во образования и науки Рос. Федерации, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, Каф. экон. анализа и информатики ; [сост.: Т. Ф. Серебренникова, А. В. Соловьев]. - Ярославль : ЯрГУ, 2004. - 55 с.
19. Средняя школа: современные проблемы обучения информатике и информатизации образования : сб. совмест. науч. работ студентов и преподавателей РГСУ / Рос. гос. соц. ун-т, Фак. информ. технологий, Каф. соц. и пед. информатики ; [науч. ред. И.В. Соколова]. - Москва : Издательство Рос. гос. соц. университета, 2009. - 158 с.
20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2 изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.
21. Щукина И.А. Опыт преподавания информатики при переходе к ФГОС [Текст] / И. А. Щукина // Информатика в школе. - 2016. - № 3. - С. 45-47.