Введение
1. Теоретические основы лечения и коррекции косоглазия у дошкольников
1.1. Характеристика косоглазия
1.2. Содержание и методика лечения глазных болезней на плеоптическом этапе
2. Практическая часть
2.1. Характеристика эксперимента
2.2. Содержание и результаты констатирующего этапа
2.3. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
2.4. Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Список использованной литературы
Объект исследования: процесс повышения остроты зрения у детей с косоглазием и амблиопией.
Предмет изучения: дидактические игры и упражнения, как эффективное средство повышения остроты зрения на этапе плеоптического лечения у детей, страдающих косоглазием и амблиопией.
Гипотеза: дидактические игры и упражнения могут быть эффективным средством повышения остроты зрения при соблюдении следующих медицинских и педагогических условий:
- соблюдение сроков плеоптического этапа лечения, определённых врачом - офтальмологом;
- обязательное лечение на офтальмологических аппаратах;
- знание особенностей такой патологии зрении, как косоглазие и амблиопия, принципов лечения;
- знание зрительной нагрузки, рекомендованной врачом - офтальмологом;
- учёт возрастных возможностей ребёнка;
- индивидуальный подход с учётом диагноза;
- правильный подбор наглядных пособий с учётом зрительной нагрузки и диагноза;
- специальный отбор привлекательных и интересных игр для детей среднего возраста;
- использование разнообразных и специфичных методов и приёмов;
- перенос дидактических игр и упражнений в повседневную самостоятельную игровую деятельность.
Цель: выявить эффективность использования дидактических игр и упражнений для повышения остроты зрения у дошкольников среднего возраста, страдающих косоглазием.
Задачи:
- изучить и проанализировать медицинскую, психолого - педагогическую литературу и литературу тифлопедагогического направления по проблеме исследования;
- установить взаимосвязь коррекционной и лечебно - восстановительной работы по повышению остроты зрения и определить их методы и приёмы;
- разработать систему дидактических игр и упражнений, способствующих повышению зрительных функций, в частности остроты зрения.
1. Аветисов Э.С, Ковалевский Е.И., Хваткова А.В.- В кн.: руководство по детской офтальмологии.- М., 1987, с. 192-224.
2. Аветисов Э.С., Смольянинова И.Л., Шаповалов С.Л. Система мер по улучшению зрительных функций при нистагме. - В кн. Материалы всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения. - М., 1980., с.16-21.
3. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием.- В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения.- М.,1978, с. 24-41.
4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 1990.
5. Жохов В.П., Плаксина Л.И. и др. Реабилитация детей. Страдающих содружественным косоглазием и амблиопией.- М., 1989.
6. Кащенко Т.П. Принципы и методы исследования и восстановления бинокулярных функций в естественных и близких к ним условиях.- В кн.:Охрана зрения детей и подростков.- М., 1984, с.67-77.
7. Коленько А.Б. Глазные болезни. - М., "Медицина", 1976.
8. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста./ Сост.А.И. Назаренко, Т.П. Свиридюк.- Киев, 1984
9. Кондратьева С.И., Сташевский С.Е., Григорьева Л.П. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих учащихся. // Дефектология.- 1987.- №2.- с.16-22.
10. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях./ Составители: Земцова М. И., Плаксина Л.И., Феоктистова Л.Ю.- М. "Просвещение" 1978.
11. Особенности приёма и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей./ Под ред.Л.А. Новиковой.- М., 1978.
Всего 20 источников литературы