Введение
Глава 1. Характеристика преподавания информатики в старшей школе
1.1. Теория и методика преподавания информатики в школе
1.2. Анализ учебников по информатике в старшей школе
1.3. Затруднения и проблемы изучения программирования в старшей школе
Глава 2. Практическое исследование
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Цель исследования – изучить преподавание информатики в старшей школе на примере рекурсивных алгоритмов.
Объект исследования – методика преподавания информатики в старшей школе.
Предмет исследования – преподавание рекурсивных алгоритмов в старшей школе.
Задачи исследования:
- Изучить теорию и методику преподавания информатики в школе.
- Провести анализ учебников по информатике в старшей школе.
- Проанализировать затруднения и проблемы изучения программирования в старшей школе.
- Провести практическое исследование.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // Российская газета, N 139, 21.06.2012.
2. Босова Л.Л. Информатика : программа для основной школы : 5-6-е классы : 7-9-е классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - 3-е изд. - Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 87 с.
3. Босова Л.Л. Информатика : 7-9-е классы : планируемые результаты : система заданий: учебное пособие для общеобразовательных организаций : / Л. Л. Босова. - Москва : Просвещение, 2016. - 143 с.
4. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. – Минск: Вышэйшая школа, 1998. – 431 с.
5. Информатика и ИКТ [Текст] : учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. - 4-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2012. - 237 с.
6. Информатика и ИКТ [Текст] : учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч. 1 / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2012. - 244 с.
7. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория [Текст] : учебник / ред. Н. В. Макарова. - СПб. : Питер, 2006. - 368 с.
8. Информатика: учебник / А. Н. Гуда, М. А. Бутакова, Н. М. Нечитайло, А. В. Чернов ; ред. В. И. Колесников. - 3-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2009. - 400 с.
9. Информатика: учебник / Б. В. Соболь, А. Б. Галин [и др.]. - Изд-е 4-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 446 с.
10. Лаптев В.В. Методическая теория обучения информатике : аспекты фундам. подгот. / В. В. Лаптев, Н. И. Рыжова, М. В. Швецкий ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Издательство С.-Петерб. университета, 2003. - 351 с
11. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: Академия, 2001. – 624 с.
12. Обучение информатике: история, современность и перспективы : сборник трудов всероссийской научно-практической конференции, [19-20 мая 2011 года]. - Москва : МГОУ, 2011. - 152 с.
13. Общая информатика [Текст] : учеб. пособие для сред. шк. : [ 5-9 кл.] / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, А. Г. Алексеев. - Москва : Инфорком-пресс : АСТ-пресс, 1999. - 591 с.
14. Основы информатики и компьютерной техники [Текст] : учеб. пособие [для учащихся сред. и студентов высш. учеб. заведений по дисциплине "Основы информатики"] / А.В. Велихов. - М. : СОЛОН-пресс, 2003. - 539 с.
15. Подготовка и профессиональная деятельность учителей и преподавателей информатики: компетентностный подход / [Гриншкун В. В., Горелов Н. К., Дагестани К. Ф. и др.] ; науч. редакторы И. В. Соколова, Д. А. Иванченко; Рос. гос. социал. ун-т. - Москва : Издательство Российского гос. социального университета, 2010. - 209 с.
16. Современные проблемы обучения информатике и информатизации образования : сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей РГСУ / Рос. гос. социал. ун-т, фак. информ. технологий и техносфер. безопасности, каф. социал. и пед. информатики ; [сост.: Е. В. Метелкин, И. В. Соколова]. - Москва : Издательство Российского государственного социального университета, 2015. - 144 с.
17. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. – М.: Высшая школа, 2004. – 223 с.
18. Сборник задач по информатике [Текст] : метод. указания и задания для лаб. работ / М-во образования и науки Рос. Федерации, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, Каф. экон. анализа и информатики ; [сост.: Т. Ф. Серебренникова, А. В. Соловьев]. - Ярославль : ЯрГУ, 2004. - 55 с.
19. Средняя школа: современные проблемы обучения информатике и информатизации образования : сб. совмест. науч. работ студентов и преподавателей РГСУ / Рос. гос. соц. ун-т, Фак. информ. технологий, Каф. соц. и пед. информатики ; [науч. ред. И.В. Соколова]. - Москва : Издательство Рос. гос. соц. университета, 2009. - 158 с.
20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2 изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.
21. Щукина И.А. Опыт преподавания информатики при переходе к ФГОС [Текст] / И. А. Щукина // Информатика в школе. - 2016. - № 3. - С. 45-47.