Введение
1. Сущностные характеристики понятия «портфолио»
2. Роль портфолио как средство учета профессионального роста педагога (воспитателя)
3. Рекомендации воспитателю ДОО по оформлению и ведению портфолио
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность исследования заключается в том, что одной из главных задач нынешнего образовательного учреждения педагогической ориентированности считается подготовка конкурентоспособного профессионала, который обязан иметь такие качества, как: стабильность, стремление к профессиональному и индивидуальному саморазвитию, тяготение к творческому самовыражению.
На нынешний день границы классической системы оценивания не дают возможности в надлежащей мере аттестовать компетенции преподавателей, как главному итогу их обучения, их умению исполнять ту либо другую деятельность в реальных условиях, показывать собственные практические навыки, личные склонности и талант. Это приводит ученых к выводу о потребности поиска новейших инструментов решения данных вопросов.
Темой пристального исследования ученых считаются технологии, базирующиеся на синтезе двух подходов: индивидуального и деятельностного. При их осуществлении анализу подвергается деятельность специалиста с учётом его собственных интересов и возможностей. Введение компетентностного подхода требует улучшения системы оценивания навыков, изменения схемы оценивания, укрепления навыков самоанализа по отношению к итогам собственной учебной деятельности. Одной из современных форм считается портфолио.
Степень разработанности темы исследования. Тема портфолио в образовательной деятельности получила определённое рассмотрение в специальной и научно-академической литературе разных лет, чем обуславливается её разработанность в отечественной и зарубежной науке.
Непосредственно для данного исследования были проанализированы и использованы труды таких ученых и специалистов, как С. Буланова, Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова, Т.А. Демидова, Е.В. Игонина, Г. Пономарева, А. Свиридов, Т. Селиверстова, Г.Н. Скударева, О.Г. Смолянинова, и другие.
Но необходимо отметить, что в большей части современных публикаций, касающихся рассматриваемой тематики, освещаются в основном узкие, специфические проблемы, поэтому тема требует проведения комплексного (углубленного) исследования.
Объект исследования – современные образовательные технологии.
Предмет исследования – портфолио воспитателя как средство профессионального роста.
Цель исследования – проанализировать сущность портфолио воспитателя и разработать рекомендации по оформлению и ведению портфолио.
Задачи исследования:
1. Изучить сущностные характеристики понятия «портфолио».
2. Проанализировать роль портфолио как средство учета профессионального роста педагога (воспитателя).
3. Разработать рекомендации воспитателю ДОО по оформлению и ведению портфолио.
Методы исследования, использованные в работе, представлены диалектическим, системно-функциональным, логическим, и другими методами научного исследования.
Структура исследования содержит три главы, а также включает в себя введение, заключение, список использованной литературы и приложение.
1. Буланова С. Портфолио детского сада [Текст] / С. Буланова // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 1. - С. 13-16.
2. Голуб Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. - 2005. - №1. - С. 181-195.
3. Гомбоева Н.Г. Портфолио как инструмент оценивания достижений в профессиональном образовании: российский и зарубежный опыт // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 54. – Ч. 6. – С. 18-28.
4. Гюрова В.Т., Зелеева В.П. Портфолио в системной оценке качества образования // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. - Т. 154 (кн. 6). - 2012. - С. 280-287.
5. Демидова Т.А. Положение о портфолио педагогических работников детского дома [Текст] / Т. А. Демидова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. - 2014. - № 7. - С. 98-99.
6. Игонина И.В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей. Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Игонина. - Екатеринбург, 2013. - 183 с.
7. Манакова И.П. Технология «Портфолио» как метод самоорганизации и саморазвития учащихся и педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 961–965.
8. Никитина С.И. Методические аспекты создания, ведения и использования портфолио при обучении информатике в 8-11 классах: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Никитина С.И. - М., 2008. - 143 с.
9. Пономарева Г. Критерии оценки портфолио учителя [Текст] / Г. Пономарева // Директор школы. - 2011. - N 5. - С. 28-35.
10. Ретивых М.В. «Портфолио» как комплексная технология организации самостоятельной работы студентов // Вестник БГУ. - 2014. - №1. - С.186-192.
11. Свиридов А. Портфолио ученика и учителя: структура, система сбора информации и способы ее хранения [Текст] / А. Свиридов // Директор школы. - 2012. - № 1. - С. 43-49.
12. Селиверстова Т. Портфолио педагога [Текст] / Татьяна Селиверстова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 2. - 7-16.
13. Скударева Г.Н. Портфолио молодого учителя как инструмент самооценки и общественной оценки его профессиональных достижений [Текст] / Г. Н. Скударева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - №1. - С. 143-150.
14. Смолянинова О.Г., Иманова О.А., Трофимова В.В. Развитие и оценка социальных компетенций студента педагогического вуза средствами портфолио // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №1. - С.35.
15. Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография / О.Г. Смолянинова. – Красноярск: СФУ, 2012. - 332 с.
16. Черкасова Н.А. Метод портфолио как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога детского сада [Текст] / Наталья Черкасова // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 6 (66). - С. 120-124.
17. Шурмелева М.М. Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности / М. М. Шурмелева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 206–209.
18. Юкина Н.А., Ишалина И.В. Роль портфолио в профессиональном становлении педагога // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. - 2015. - N 8. - C. 253-257.
19. Ясвин В.А. Горизонтальная педагогическая карьера как инновационный механизм социальных лифтов для сотрудников сферы образования [Текст] / В. А. Ясвин // Педагогическая диагностика. - 2013. - № 5. - С. 47-61.
20. Ясвин В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио [Текст] / В. Ясвин // Директор школы. - 2010. - N 2. - С. 25-32.