Введение
1. Характеристика слухового восприятия и слепоглухоты
1.1. Слуховое восприятие и его значение
1.2. Особенности слепоглухоты детей и их слуховое восприятие
2. Диагностика восприятия и методические рекомендации для помощи слепоглухим детям
2.1. Диагностика слухового восприятия у слепоглухих детей
2.2. Игры и упражнения для слепоглухих детей на слуховое восприятие
Заключение
Список использованной литературы
Раннее выявление нарушения зрения и слуха у детей позволяет в нужный момент оказать психологическую помощь семье, своевременно начать воспитание ребенка и существенно улучшить перспективы его развития. Между тем успешный многолетний опыт обучения слепоглухих, накопленный в мире, позволяет надеяться на благополучное развитие многих из них.
Цель исследования – изучить особенности слухового восприятия при слепоглухоте.
Объект исследования – слепоглухота у детей.
Предмет исследования – слуховое восприятие при слепоглухоте.
Задачи исследования:
- Изучить аспекты слухового восприятия у детей и его значение.
- Выяснить особенности слепоглухоты детей и их слуховое восприятие.
- Проанализировать диагностику слухового восприятия у слепоглухих детей.
- Предложить игры и упражнения для на слуховое восприятие.
Для решения поставленных задач использовались методы психологического исследования: анализ психолого – педагогической литературы, программ, методических разработок, их сравнение и анализ.
1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Джин Айрес; [пер. с анг. Юлии Даре]. М.: Теревинф, 2009.
2. Байкина Н.Г. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха / Н. Г. Байкина, Я. В. Крет, Л. Д. Хода. / Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2007. - С. 43-50.
3. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением / Т. А. Басилова. //Дефектология. - 1996, № 3. С. 58.
4. Басилова Т.А. О Соколянском и его методах обучения глухих и слепоглухих детей, так интересовавших Выготского // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С.8–16.
5. Гербер А., Мозжерова А., Шанталова А. Вне поля зрения // URL: http://philanthropy.ru/analysis/2014/10/30/18556/#.VkFdUr-BKSo (дата обращения: 10.11.2015).
6. Интернет-магазин для людей с потерями слуха и зрения "Доступная среда". Взгляд на слепоглухоту // URL: http://www.smartaids.ru/articles/detail.php?ID=3281 (дата обращения: 10.11.2015).
7. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н. В. Краснощекова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. (Школа развития).
8. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010.
9. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) / И.В. Королева. СПб.: КАРО, 2009. - 752 с.
10. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М, 1974 г. Стр. 27.
11. Обеспечение помощи слепоглухим людям – Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» - М., 2010. – 68 с.
12. Литвак А.Г. Тифлопсихология / А. Г. Литвак. - СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
13. Медицинский сайт MedicalPlanet.su. Значение остаточного слуха для развития речи глухих детей // URL: http://medicalplanet.su/otolaringologia/674.html (дата обращения: 10.11.2015).
14. Розанов В. СЛЕПОГЛУХИЕ, КТО ВЫ? // Журнал "Диалог" № 1, 2006 г.
15. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития. Учебное пособие / Л. Н. Ростомашвили. - М.: Советский спорт, 2009.
Всего 23 источника литературы