Введение
Глава 1. Теоретические основы выявления факторов риска нарушений устной речи у детей раннего возраста
1.1. Современное состояние вопроса о нормативном развитии речи у детей раннего возраста
1.2. Факторы риска нарушений устной речи у детей раннего возраста
1.3. Анализ методов изучения устной речи у детей раннего возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование предпосылок нарушения устной речи у детей раннего возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования устной речи у детей раннего возраста
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время остаются нераскрытыми многие вопросы, связанные с изучением предпосылок речевых нарушений. В практике работы логопедов при выявлении речевых нарушений чаще всего используются традиционные логопедические приемы, что не всегда дает необходимые результаты.
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи у детей в состоянии со стимуляцией развития всех сторон, сенсорных и психических функций, осуществления тем самым формирование речи как целой психической деятельности.
Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных.
В.П. Вахтеров [9] – первый в России – предпринял попытку дать на основе собственных наблюдений целостную картину развития речи ребенка. Его последователями стали М.П. Феофанов, Н.И. Жинкин [13], И.О. Синица. Проблемам развития детской речи было уделено большое внимание в работах Л.С. Выготского [8], Д.Б. Эльконина [53, 54, 55], Ф.А. Сохина [43], А.Н. Гвоздева [10] и других психологов и лингвистов. Большой вклад в разработку теории и методики развития речи детей внесли Е.Н. Тихеева [45], Е.А. Флерина, О.С. Ушакова [48, 49].
В логопедической теории и практике мало изученными являются вопросы симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта у детей, недостаточно разработаны методы дифференциальной диагностики; отсутствуют оптимальные методы коррекции.
Цель работы заключается в выявлении предпосылок к нарушению устной речи у детей раннего возраста.
Объектом исследования является развитие речи у детей раннего возраста.
Предметом исследования является предпосылки к нарушению устной речи у детей раннего возраста.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:
– провести анализ современного состояния вопроса о нормативном развитии речи у детей раннего возраста;
– проанализировать факторы риска нарушений устной речи у детей раннего возраста;
– охарактеризовать методы изучения устной речи у детей раннего возраста;
– провести эмпирическое исследование предпосылок нарушения устной речи у детей раннего возраста и проанализировать результаты.
Экспериментальная база исследования: МДОУ № 442 г. Новосибирска. Эксперимент проводился с детьми 2,5-3 лет в количестве 20 человек.
Теоретические основы исследования: труды Н.М. Аксариной [1], Р.А. Беловой-Давид [3], Л.С. Выготского [8], А.Н. Гвоздева [10], М.Г. Елагиной [11, 12], Л.Ф. Обуховой [32], Г.Ю. Окуневой [33], Л.Г. Парамоновой [35], Ф.А. Сохина [43], О.С. Ушаковой [48, 49] и других
Структура работы включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/933551/
2. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – Москва: Академия, 1999. – С.344 – 351.
3. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/416963/
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – Москва: Просвещение, 2018. – 386 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – Москва: Педагогика, 2009. – 380 с.
6. Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. – Новосибирск: НГПУ, 2003. – 186 с.
7. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. – Москва: Просвещение, 1997. – 160 с.
8. Выготский Л.С. Психология. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 1008 с.
9. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / сост. И. Ю. Кондратенко. – Москва: Айрис-пресс, 2015. – 96 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва: Просвещение, 2009. 365 с
11. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии – 1987. – №5. – С. 21
12. Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем детстве // Вопросы психологии. – 1987. – № 2. – С. 26.
13. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – Москва: Просвещение, 1985. – 290 с.
14. Иванов Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Сб. научн. тр. – Ленинград: ЛГПИ, 1978. – 99 с.
15. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0283/3_0283-15.shtml
16. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – Санкт-Петербург: Речь, 2019. – 175 с.
17. Козырева Л.А. Развитие речи. – Ярославль: Академия развития, 2019. – 160 с.
18. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 992 с.
19. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – Санкт-Петербург: Наука, 1994. – 99 с.
20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Академия. 2003. – 144 с.
21. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0463/4-0463-1.shtml
22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Москва: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392 с.
23. Львов М.Р. Основы теории речи. – Москва: Академия, 2010. – 248 с.
24. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и методы их устранения. Сб. трудов. – Москва, 1975. – 102 с.
25. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. – Москва: Просвещение, 1973. – 186 с.
Всего 55 источников