Введение
Глава 1. Развитие речи в онтогенезе и классификация речевых расстройств
1.1 Развитие речи в онтогенезе
1.2 Классификации речевых расстройств
Глава 2. Характеристика онтогенеза речи при отдельных речевых расстройствах
2.1 Характеристика и особенности речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.2 Особенности развития речи у детей со стертой дизартрией
Заключение
Список использованных источников
Проблема развития речи у детей с различными речевыми расстройствами занимает важное место в логопедии. Нельзя игнорировать тот факт, что развитие речи является основой дальнейшего развития ребенка, так как именно сформированная и правильная речь способствует полноценному психическому развитию.
Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».
Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого нарушения часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры дефекта.
Цель работы – изучить онтогенез речи при различных формах речевых расстройств.
Объект исследования – онтогенез речи.
Предмет исследования – онтогенез речи при различных формах речевых расстройств.
Задачи:
- охарактеризовать развитие речи в онтогенезе;
- изучить классификации речевых расстройств;
- дать характеристику и определить особенности речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- рассмотреть особенности развития речи у детей со стертой дизартрией.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств; сравнение; систематизация.
1. Алексеев, И. А. Возможности преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста посредством развития психомоторной сферы / И. А. Алексеева, О. В. Калинина // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-8. С. 216-234.
2. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахунтина. Москва: Изд-во Московского университета, 1989. 215 с.
3. Ветрова, Я. И. Особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / Я. И. Ветрова // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 26.
4. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. Санкт-Петербург: Речь, 2004. 144 с.
5. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. Москва: ЭКСМО, 2000. 1008 с.
6. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагно-стика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. Москва: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 251 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. Москва: Просвещение, 2009. 365 с.
8. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. 1994. № 2. С. 56-73.
9. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. Москва: АРКТИ, 2004. 168 с.
10. Гончарова, В. А. Общие направления работы по коррекции нарушений лексики у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи / В. А. Гончарова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2006. № 1. С. 78-90.
11. Григоренко, Н. Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции / Н. Ю. Григоренко, С. А. Цыбульский. Москва: Книголюб, 2005. 144 с.
12. Еремина, В.Н. Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В.Н. Еремина. Рязань, 2001. 45 с.
13. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык, речь / Н. И. Жинкин // Нарушение речи у дошкольников / сост. Р. А. Белова-Давид. Москва: Просвещение, 1972. С. 9-31
14. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007. 317 с.
15. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. Воронеж: МОДЭК, 2011. 432 с.
16. Калягин, В.А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. Москва: Академия, 2006. 320 с.
17. Каше Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Москва: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986. 68 с.
18. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. Санкт-Петербург: Речь, 2006. 160 с.
19. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Р. Е. Левина. Москва: АРКТИ, 2005. 224 с.
20. Леонтьев, А. А. Функции и формы речи. Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. Москва: Академия, 2014. 325 с.
Всего 47 источников