Введение
1. Научная и педагогическая деятельности М.В. Ломоносова
1.1. Деятельность М.В. Ломоносова в развитии образования
1.2. Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественного образования
2. Роль М.В. Ломоносова и его идей в военном образовании
2.1. Кадетские корпуса как основа военного образования
2.2. Развитие идей М.В. Ломоносова в отечественной военно-педагогической мысли
Заключение
Список литературы
Обращение к анализу дидактического наследия Михаила Васильевича Ломоносова сегодня как никогда является своевременным и современным. Это, прежде всего, обусловлено актуализировавшейся в наши дни социально-культурной потребностью, связанной с обретением обновленной национальной идеи, такой, которая способна выступить для современного российского общества, находящегося в условиях инновационных преобразований, в качестве смыслообразующей и объединяющей силы. Как нам представляется, поиск такой национальной идеи предполагает не столько освоение и заимствование инновационных «ходов», присущих «другим» национальным культурам, сколько выявление тенденций и закономерностей развития инновационных процессов, специфичных для отечественного социокультурного пространства. Обозначенная стратегическая линия характерна и для развертывания инновационных процессов в сфере педагогики и образования.
В истории развития военного образования России особое место занимает XVIII век. Главной проблемой этого развития являлось совмещение теории и практики. Эта проблема находит отражение и в наши дни, а значит, актуальность будет расти вместе с развитием военно-учебных заведений еще долгое время. Первыми основополагающими принципами российских военно-учебных заведений были: приоритет знаний, а не сословная принадлежность; государственное обеспечение умных, но не богатых, учеников; непрерывность и прикладной характер. По мере совершенствования системы военного образования изменялись требования к возрасту поступающих, сроки и направленность обучения. Но неизменным оставалось огромное внимание к воинскому и нравственному воспитанию будущих офицеров, уровню их общей культуры.
Цель работы – изучить влияние идей М.В Ломоносова на развитие отечественной военно-педагогической мысли.
Задачи:
- изучить вклад М.В. Ломоносова в развитие образования;
- проанализировать идеи М.В. Ломоносова относительно отечественного образования;
- рассмотреть роль М.В. Ломоносова и его идей в военном образовании.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация.
Теоретической основой исследования явились работы М.В. Богуславского, О.Ю. Ефремова, С. В. Литвиненко, В.М. Розина, М.П. Стародубцева, И.Н. Томаревой, В. Н. Хабибуллина и др.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Беленчук Л.Н., Прокофьева Е.А. Педагогические идеи Ломоносова как источник универсалистской концепции просвещения XIX века // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2011. – № 2. – С. 158-168.
2. Беликова А.П. Зарождение и развитие гуманистических идей в отечественной педагогике 18 в. Ломоносовская эпоха // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2012. – № 4 (12). – С. 313-316.
3. Богуславский М. В. Вклад М. В. Ломоносова в социокультурную модернизацию российского образования (к 300-летию со дня рождения) // Проблемы современного образования. – 2011. – № 6. – С. 55-69.
4. Буторина Т.С., Ширшов Е.В. Наследие М.В. Ломоносова в школьном и вузовском образовательном процессе / Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. – 2013. – № 2. – С. 1959.
5. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2015. – 755 с.
6. Гемранова А.Д. Российская идея университета // Симбирский научный вестник. – 2019. – № 4 (38). – С. 26-30.
7. Литвиненко С. В. Теория и практика военно-педагогической деятельности в наследии А. В. Суворова: дис.. д-ра пед. наук. – СПб., 2001. – 442 с.
8. Миронов В.В. Проблемы образования в современном мире и философия// Отечественные записки. – 2002. – № 2. – С. 31.
9. Михаил Илларионович Кутузов // Полководцы и флотоводцы России / сост. В. В. Шевченко. – М., 2010. – С. 66-69.
10. Розин В.М. Предмет и статус образования // Философия образования. – 2006. – С. 7-21.
11. Романова А.А. Гуманистические идеи в педагогике М.В. Ломоносова // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 272-274.
12. Стародубцев М.П. Организация учебно-воспитательного процесса в морском кадетском корпусе в период правления Екатерины II // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 2. – С. 151-157.
13. Томарева И.Н., Дьяченко Г.П., Иванова Е.А. Деятельность М.В. Ломоносова в развитии русского образования // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2015. – № 3 (3). – С. 128-129.
14. Хабибуллин В. Н. М. Б. Барклай-де-Толли - государственный деятель, полководец, военный теоретик: дис.. канд. ист. наук. – Владимир, 2001. – 235 с.