Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Особенности нарушения предпосылок письма у учащихся первого класса

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2020 | Страниц: 33

Цена: 1 500
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1 Лингвистические и психолингвистические представления о предпосылках письма

1.2 Закономерности и механизмы формирования предпосылок письма в онтогенезе

1.3 Характеристика проявлений нарушения предпосылок письма у учащихся общеобразовательной школы

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1 Анализ методик и методических рекомендаций по выявлению предпосылок письма у учащихся общеобразовательной школы

2.2 Обоснование и описание методики выявления предпосылок письма у учащихся общеобразовательной школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Даже небольшое на первый взгляд отклонение от нормы приводит современного ребенка в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому. Избежать этого можно лишь в случае ранней диагностики нарушений и проведения комплексной развивающей и психокоррекционной работы.

Следует иметь в виду, что любое отклонение в развитии ребенка неизбежно ведет к трудностям формирования письменной речи. Отсутствие же возможности их развития и коррекции за счет обучения некоторым естественным видам деятельности (завязывание шнурков, пришивание пуговиц, заточка карандашей руками и пр.), по причине либо гиперопеки, либо, наоборот, недостаточного внимания к ребенку, лишь увеличивает количество проблем у детей. Поскольку формирование этих навыков сопряжено со значительными трудностями даже у благополучных детей, это приводит к значительному падению интереса к любой графической и письменной деятельности в целом.

Дети с нарушением речи являются особой категорией с недостаточными предпосылками для овладения письмом.

У учащихся первого класса в общеобразовательных учреждениях с нарушениями письменной речи, в силу своих особенностей когнитивного развития, овладение письмом затруднено. Это связано как с недостаточным речевым развитием, так и с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля. Все это отражается и на овладении письменной речью.

Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил. Количество исследований, направленных на исследование познавательной деятельности детей, имеющих нарушения предпосылок овладения письмом, сравнительно невелико. Анализ литературных данных дает нам основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме нарушений предпосылок письма у учащихся первого класса в общеобразовательных учреждениях, на многообразие научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, целостное видение ее профилактики пока еще отсутствует. Поэтому особую значимость для практики начального школьного образования в настоящее время приобретает разработка научно обоснованных методик, направленных на выбор направлений, содержания и приемов логопедической работы по профилактике данного нарушения у детей младшего школьного возраста.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема изучения нарушений предпосылок письма у учащихся первого класса в общеобразовательных учреждениях не теряет своей актуальности.

Цель работы – проанализировать особенности нарушения предпосылок письма у учащихся первого класса в общеобразовательных учреждениях.

Объект исследования – проявления нарушения предпосылок письма у учащихся общеобразовательной школы.

Предмет исследования – методики выявления предпосылок письма у учащихся общеобразовательной школы.

Задачи:

– дать характеристику лингвистических и психолингвистических представлений о предпосылках письма;

– охарактеризовать проявления нарушения предпосылок письма у учащихся общеобразовательной школы;

– провести анализ методик и методических рекомендаций по выявлению предпосылок письма у учащихся общеобразовательной школы;

– описать методики выявления предпосылок письма у учащихся общеобразовательной школы.

Методологической базой исследования явились:

– концепции формирования предпосылок письма (А.И. Ахметзянова, М.Е. Баулина, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.Ф. Гусакова, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия)

– теории формирования и развития речи детей с нарушениями речи (О.В. Бруева, В.А. Гончарова, О.Г. Зиновьева, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и другие);

– концепции проявлений нарушения предпосылок письма у учащихся общеобразовательной школы (О.И. Азова, Н.Н. Заваденко, О.Б. Иншакова, О.М. Коваленко, Д.В. Ловягина, И.В. Прищепова и другие).

Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме предпосылок письма у учащихся общеобразовательной школы; сравнение; обобщение; систематизация.

Структура работы. Исследование включает введение, две главы, заключение и список использованных источников. Во введении обоснована актуальность, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе на основе анализа теоретических источников раскрыто современное состояние проблемы изучения предпосылок письма у детей с недоразвитием речи. Во второй главе представлен анализ методик и методических рекомендаций по выявлению предпосылок письма у учащихся общеобразовательной школы. В заключении представлены результаты исследования.

1. Азова, О. И. Обследование младших школьников с дизорфографией / О. И. Азова. Москва: РУДН, 2007. 53 с.

2. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: дис. … канд. пед. наук / О.И. Азова. Москва, 2006. 220 с.

3. Ахметзянова, А.И. Патология речи /А.И. Ахметзянова. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. 167 с.

4. Баулина, М.Е. Системный подход к анализу нарушений письменной речи в детском возрасте /М.Е. Баулина //Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 73-78.

5. Безруких, М. М. Основы психофизиологии письма /М.М. Безруких. Екатеринбург, 2015. 189 с.

6. Бруева, О.В. Профилактика письменных нарушений речи у детей с дисграфией /О.В. Бруева, Г.А. Сидорова //Дошкольная педагогика. 2013. № 7 (92). С. 43-47.

7. Воронова, А. П. Состояние психических функций речи и процессов у детей с общим недоразвитием речи /А.П. Воронова // Методы изучения речи и преодоления речевых расстройств /под ред. Г.А. Волковой. Санкт-Петербург: Образование, 2014. С. 12-21.

8. Выготский, Л.С. Психология /Л.С. Выготский. Москва: ЭКСМО, 2000. 1008 с.

9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. Москва: Просвещение, 2009. 365 с.

10. Гончарова, Н.А. Программа по коррекции устрой речи и профилактике нарушений письма у младших школьников /Н.А. Гончарова //Эффективность воспитательных и образовательных процессов в учреждениях образования и здравоохранения. Санкт-Петербург, 2015. С. 135-143.

11. Гусакова, Н.Ф. Психологическая база письменной речи /Н.Ф. Гусакова //Концепт. 2013. Т. 4. С. 2776-2780.

12. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык, речь /Н. И. Жинкин //Нарушение речи у дошкольников /сост. Р. А. Белова-Давид. Москва: Просвещение, 1972. С. 9-31.

13. Заваденко, Н.Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции /Н.Н. Заваденко. Москва: Соверо-пресс, 2013. 63 с.

14. Земляченко, М. В. Профилактика нарушений чтения речи и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /М.В. Земляченко, Т.В. Кутергина //Проблемы речи и метод перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2012. С. 113-115.

15. Зиновьева О.Г. Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников /О.Г. Зиновьева //Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Москва, 2015. С. 106-107.

Всего 36 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское