ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия «монологическая речь», «описательная речь»
1.2. Возрастные предпосылки развития монологической и описательной речи у детей дошкольного возраста с нормой речевого развития
1.3. Особенности развития монологической и описательной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
ГЛАВА 2. Развитие описательной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию по игрушке
2.1. Роль игрушки в развитии описательной речи у детей 5-6 лет
2.2. Методика развития описательной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством обучения рассказыванию по игрушки
2.3. Описание опыта развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством обучения рассказыванию по игрушке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Так создатели стандарта обратили внимание специалистов дошкольного образования на важность и уникальность этого направления развития ребенка [1]. Без достаточного развития монологической и описательной речи у детей дошкольного возраста возможны затруднения в дальнейшем обучении в школе.
Среди исследователей, которые занимались проблемой развития монологической и описательной речи детей дошкольного возраста, можно отметить работы М.М. Алексеевой, Л.М. Козыревой, А.М. Леушиной, Т.В. Мартыненко, Е.А. Тихеевой, Т.А. Ткаченко, Л.П. Федоренко и др., которые описали этапы ее развития, определили различные средства, которые используются для развития монологической и описательной речи.
Вопросы развития описательной речи детей дошкольного возраста были и остаются на сегодняшний день в центре внимания ученых различных направлений: педагогов, психологов, лингвистов (Л.С. Выготский, И.Р. Гальперин, В.В. Гербова, Н.И. Жинкин, И.Ю. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, Д.Б. Эльконин и др.). Это связано с повышением требований к речи детей, поступающих в первый класс. Государственные образовательные стандарты дошкольного образования одним из требований речевого развития дошкольников выдвигают умение составлять различные типы текстов, так как именно на уровне текста, являющегося реальной единицей речевого общения, происходит взаимодействие языка и мышления [1].
Современная методика развития речи располагает большим количеством исследований, посвященных обучению детей монологической речи. Изучалось умение дошкольников строить тексты повествовательного типа по таким источникам, как предметная и сюжетная картинки, серия сюжетных картин, сюжетные рисунки, пейзажная картина (исследования З.М. Истоминой, Н.Ф. Виноградовой, Б.А. Пашаевой, Е.А. Смирновой, Л.В. Ворошниной). Исследовалось формирование у детей объяснительной устной речи (H.H. Кузина), монолога-доказательства, монолога-характеристики (H.A. Головань), описательной речи (A.A. Зрожевская). Однако в литературе недостаточно сведений об использовании игрушек при обучении рассказыванию, хотя игрушка является общепризнанным средством развития всех сторон речи, в том числе и описательной. В литературе нет единого подхода к содержанию и методике занятий по обучению рассказыванию на материале игрушек. Так, например, A.M. Бородич считает описание композиции из нескольких игрушек заданием более сложным, чем описание одной игрушки, а Э.П. Короткова предлагает использовать комплекты игрушек с самого начала обучения рассказыванию. О.С. Ушакова и A.M. Бородич говорят об инсценировке с игрушками только в старшем дошкольном возрасте, Э.П. Короткова – начиная со второй младшей группы. A.M. Бородич не рекомендует использовать на занятиях игрушки, изображающие одетых животных, в других источниках нет подобных ограничений, и т.п. Несмотря на значительное количество исследований, мало вниманию уделяется возможности использования игрушки для развития монологической и описательной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования – процесс развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие описательной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня в процессе обучения рассказыванию по игрушке.
Цель исследования – теоретически обосновать роль игрушки на развитие описательной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «монологическая речь», «описательная речь».
2. Дать характеристику возрастным предпосылкам развития монологической и описательной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности развития монологической и описательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Раскрыть методику развития описательной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня посредством обучения рассказыванию по игрушке.
5. Описать опыт работы по развитию описательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством обучения рассказыванию по игрушке.
Для решения поставленных задач были использованы исследовательские методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой
Структура работы: курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Безруких, М. М. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования [Текст] / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. - М. : Дрофа, 2018. – 100 с.
4. Бикмаева, А. Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. Бикмаева [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-procesa-formirovanija-navykov-svjaznoi-opisatelnoi-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-onr.html
5. Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] / В.К. Воробьева // Дефектология. – 1990. – №4. – С.40-47.
6. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. - 1008 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2007. – 365 с.
8. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2009. – 76 с.
9. Гомзяк, О.С. Говорим правильно [Текст]: конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) [Текст]: кн. для логопеда / Л.Н.Ефименкова. – 4-е изд., перераб. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 112 с.
11. Ефимова, О.В. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / О.В. Ефимова, Л.Г. Шадрина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 2 (25). – С. 43-47.
12. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык, речь / Н. И. Жинкин [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/402468/.
13. Зрожевская, А.А. Формирование связной описательной речи в средней группе детского сада [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.А. Зрожевская. – М., 1986. – 24 с.
14. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Научн. рук. Л.А. Парамонова. – 6-е изд. перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 192 с
15. Козырева, Л.М. Развитие речи: Дети 5-7 лет [Текст] / Л.М. Козырева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2017. – 160 с.
16. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
17. Лебедева, И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности [Текст] / И.Н. Лебедева // Специальное образование. – 2011. – № 4. – С 138-166.
18. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст] / А.М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – С.358-369.
19. Мартыненко, Т.В. Особенности сформированности связной речи старших дошкольников [Текст] / Т.В. Мартыненко // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 18. – С. 106-109.
20. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
Всего 30 источников