Введение
Глава 1. Теоретические основы вариантов изучения алгебры в начальных классах
1.1 Выражения с переменной уравнения неравенства
1.2 Функциональная зависимость в начальных классах математики
Глава 2. Методика изучения алгебры в начальных классах
2.1 Изучения выражений с переменной в начальных классах (методы Моро)
2.2 Упражнения для алгебраической пропедевтики
2.3 Методические рекомендации по изучению алгебры (формы, средства, способы)
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний.
Часто говорят, что математика – это язык современной науки. Однако, представляется, что это высказывание имеет существенный дефект. Язык математики распространен так широко и так часто оказывается эффективным именно потому что математика к нему не сводится.
Выдающийся отечественный математик А.Н. Колмогоров писал: «Математика не просто один из языков. Математика – это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика – орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей. При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим. Очевидные сложности природы с ее странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны. Однако, если вы не желаете пользоваться математикой, то в этом огромном многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет переходить от одного к другому».
Таким образом, математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.
Наша система образования устроена так, что для многих школа дает единственную в жизни возможность приобщиться к математической культуре, овладеть ценностями, заключенными в математике.
Обучение на уроках математики искусству решать задачи доставляет нам исключительно благоприятную возможность для формирования у учащихся определенного склада ума. Необходимость исследовательской деятельности развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Все это является на наш взгляд важнейшим элементом общей культуры. Важное влияние оказывает курс математики на формирование различных форм мышления: логического, пространственно-геометрического, алгоритмического. Любой творческий процесс начинается с формулировки гипотезы. Математика при соответствующей организации обучения, будучи хорошей школой построения и проверки гипотез, учит сравнивать различные гипотезы, находить оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения. Помимо всего прочего, она вырабатывает еще и привычку к методичной работе, без которой не мыслим ни один творческий процесс. Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика является его высшим достижением. Она помогает человеку в осознании самого себя и формировании своего характера.
Объектом исследования является элементы алгебры.
Предметом исследования является алгебра в начальном курсе математики.
Степень изученности: В работе были изучены труды таких авторов как: Аргинская И.И., Ивановская Е.А., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волошкина М.И., Давыдов В.В., Истомина Н.Б., Коган В.Ф., Моро М.И., Пентегова Г.А., Петерсон Л.Г. и др.
Цель работы: Проанализировать элементы алгебры в начальном курсе математики.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы вариантов изучения алгебры в начальных классах.
2. Проанализировать методику изучения алгебры в начальных классах.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах/ под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М.: Педагогика, 2014. – С. 122 – 127.
2. Аргинская И.И., Ивановская Е.А. Математика: Учебник для 1,2,3,4 класса четырехлетней начальной школы. – Самара: Изд. дом «Федоров», 2017. – С. 143 – 149.
3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Педагогика, 2017. – С. 177 – 183.
4. Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики // Начальная школа. – 2016. – №10. – С. 11-17.
5. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. – М.: Педагогика, 2015. – С. 183 – 188.
6. Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Калининой Н.В. – Ульяновск: УИПКПРО, 2016. – С. 177 – 182.
7. Доронина И.М. Использование методики УДЕ на уроках математики// Начальная школа. – 2016. – №11. – С. 29 – 35.
8. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2015. – С. 144 – 149.
9. Коган В.Ф. О свойствах математических понятий. – М.: Наука, 2015. – С. 101 – 107.
10. Моро М.И. Карточки с математическими заданиями и играми для 3 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 2015. – 127 c.
11. Моро М.И. Математика: 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 2016. – 128 c.
12. Моро М.И. Математика: Учебник для 2 класса трехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 2013. – 256 c.
13. Пентегова Г.А. Развитие логического мышления на уроках математики// Начальная школа. – 2017. – №11. – С. 88 – 94.
14. Петерсон Л.Г. Математика. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. Выпуск 3. Вариант 2. – М.: Ювента, 2016. – 192 c.
15. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – СПб: Питер, 2017. – С. 41-46.
16. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. – М.: Баллас, 2016. – С. 254 – 259.
17. Сергеенко А.В. Преподавание математики за рубежом. – М.: Академия, 2015. – С. 21 – 24.
18. Сойер У.У. Прелюдия к математике. – М.: Проспект, 2016. – С. 33 – 39.
19. Стойлова Л.П. Математика. – М.: Академия, 2017. – С. 179 – 185.
20. Тесты: Начальная школа.1,2,3,4кл.: Учебно-методическое пособие/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, М.Н. Быстрова. – М.: Дрофа, 2016. – С. 118 – 123.