Введение
Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения
1.1. Характеристика дистанционного обучения
1.2. Системы дистанционного обучения
Глава 2. Практические аспекты систем дистанционного обучения
2.1. Обзор систем дистанционного обучения
2.2. Сравнительный анализ систем дистанционного обучения
Заключение
Список использованной литературы
Достойная реализация права на образование во многом определяет уровень развития государства как особой формы организации общества и самостоятельной единицы на мировой арене. Именно необходимостью улучшения качества образовательных услуг обусловливается весь комплекс осуществляемых в настоящий момент в Российской Федерации мероприятий.
Качество образовательных услуг и уровень развития всего современного общества - самостоятельные, но тесно связанные показатели эволюционирования любого государства. Причем ни один из них не может развиваться обособленно. Так, например, Болонская система ввела в научную и практическую сферы такие понятия, как "студентоцентрированное обучение", "компетентностный подход", "кредитно-модульная система", "двухуровневая система образования", "автономия" и т.д. [2].
При этом целью реформирования является подготовка специалистов "нового поколения", действующих исходя из компетенции, самостоятельно планирующих свою образовательную траекторию, настроенных на обучение в течение всей жизни, за счет чего возрастет уровень развития всех сфер деятельности - производственных и непроизводственных.
К тому же процесс развития образовательной сферы не может не опираться на достижения других сфер в целях реализации и учета всесторонних потребностей общества. Так, развитие компьютерных технологий приобретает все большее использование в различных областях. Именно поэтому образовательный процесс модернизируется посредством внедрения в него качественно новых элементов. И одним из таких элементов, несомненно, является интернетизация образования, использование компьютерной техники, электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. В связи с этим в последнее время в научном и практическом употреблении прочно утвердились такие категории, как "дистанционные образовательные технологии", "дистанционное образование", "электронное обучение" [9, 10, 12].
Актуальность темы обусловлена тем, что развитие дистанционного обучения в Российской Федерации на настоящий момент является приоритетным направлением государственной политики. Так, с 2011 года реализуется проект "Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями" [10, с. 50]. Уже из названия проекта вытекает вывод, что органы государственной власти отождествляют понятия дистанционного и электронного обучения. При этом основная цель реализации проекта заключается в повышении образовательных результатов учащихся за счет эффективного встраивания электронных интернет-ресурсов в образовательный процесс и его качественном изменении. При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При этом электронное обучение определяется как организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Изученность вопроса. Системы дистанционного обучения – это достаточно новое явление в образовательной сфере. Тем не менее, интерес к этой новой форме обучения продолжает расти в России и за рубежом, что привело к появлению большого числа различных исследований, оформленных как в виде отдельных статей, так и монографий. В число наиболее интересных и крупных исследований, посвященных данной теме, на наш взгляд, можно отнести работы таких авторов, как Батаев А.В., Белоус В.В., Бочков В.Е., Гинзбург И.В., Гильмутдинов А.Х., Густырь А.В., Дятлов С.А., Какичев В.Д., Киян И.В., Кочерягина О.А., Красильникова В.А., Мельников А.Ю., Науменко Е.Н., Полат Е.С., Пронина Е.Н., Пуляева Е.В., Сухотин С.О., Хуторской А.В., Широков Е.А., Шукшина Е.Е. и др.
Цель исследования – изучить системы дистанционного обучения специалистов.
Объект исследования – современные технологии образования специалистов.
Предмет исследования – системы дистанционного обучения специалистов.
Задачи исследования:
- Рассмотреть дистанционное обучение, провести его характеристику.
- Рассмотреть системы дистанционного обучения.
- Провести обзор систем дистанционного обучения.
- Провести сравнительный анализ систем дистанционного обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, сделанные в данной работе, могут позволить грамотно ориентироваться в современных существующих системах дистанционного обучения специалистов, что в свою очередь позволит сделать правильный выбор обучающей системы для специалистов.
Методы исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, терминологического анализа, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
Структура. Данная работа состоит из двух глав (где соответственно рассматриваются теоретические основы дистанционного обучения и практические аспекты систем дистанционного обучения), четырех параграфов, раскрывающих суть поставленной цели, введения, заключения и списка использованной литературы.
1. Байденко В.И. Болонский процесс: середина пути / В.И. Байденко. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 379 с.
2. Байденко В.И. Болонский процесс: глоссарий / Авт. сост.: В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова, Н.А. Селезнева, Л.Н. Тарасюк / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко и д-ра тех. наук, профессора Н.А. Селезневой. – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 148 с.
3. Батаев А.В. Анализ мирового рынка дистанционного образования / А. В. Батаев // Молодой ученый. — 2015. — № 20. — С. 205-208.
4. Батаев А.В. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире / А. В. Батаев // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 433-436.
5. Батаев А.В. Обзор технологий электронного обучения в инженерно-экономическом образовании / А. В. Батаев // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 272–275.
6. Батаев А.В. Перспективы внедрения облачных технологий в банковском секторе России / А. В. Батаев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного университета.- 2014. - № 2 (192). - с. 156–165.
7. Белоус В.В. Электронное обучение. Платформы и системы / В.В. Белоус, Е.В. Смирнова // Инженерный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2013. - № 7. - С. 501-512.
8. Бочков В.Е. Межгосударственная сеть открытого дистанционного образования и реальное формирование единого образовательного пространства. В сб.: Дистанционное обучение — образовательная среда XXI века. / Труды III Международной научно-методической конференции (13–15 ноября 2003 г.) / В.Е. Бочков, Ю.Н. Демин, В.В. Вержбицкий // Минск: БГУИР, 2003.- 536 с.
9. Бочков В.Е. Проблемы формирования институциональной и правовой среды для развития дистанционного образования в условиях реформирования системы образования / В.Е Бочков, Т.Н. Мартынова, С.А. Кочерга // Право и образование. - 2007. - № 8. - С. 31-45.
10. Гинзбург И.В. Дистанционное образование в Российской Федерации: понятие и вопросы правового регулирования / И.В. Гинзбург, Т.Н. Трошкина // Реформы и право. - 2013. - N 2. - С. 50-56.
11. Гильмутдинов А.Х. Электронное образование на платформе Moodle. / А.Х. Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. - Казань: КГУ, 2008. - 168 с.
12. Густырь А.В. Введение в дистанционное образование. Развитие дистанционного образования в России / А.В. Густырь, В.И. Овсянников. - Москва: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2001. - 165 с.
13. Дятлов С.А. Интернет-технологии и дистанционное образование / С.А. Дятлов, А.В. Толстопятенко // Информационное общество. - 2000. - № 5. - с. 29–37.
14. Дятлов С.А. Информационно-сетевая экономика: методология, классификация, мониторинг / С.А. Дятлов // Информационно-сетевая экономика в XXI веке: мат-лы Первой евразийской студен. науч. интернет-конф. / под ред. С.А. Дятлова, В.П. Колесова, А.В. Толстопятенко. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2001. – С. 8–11.
15. Исследование рынка технологий дистанционного обучения в СНГ [Электронный ресурс] // UBO.RU : федеральный экспертный канал. — Режим доступа : http://www.ubo.ru/pdf_files/smart/technology_e_learning_p1/lms %20lcms.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
16. Какичев В.Д. Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии) / В. Д. Какичев // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 769-773.
17. Киян И.В. Оценка качества педагогических технологий в системе дистанционного обучения // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 2. - С. 76-84.
18. Кочерягина О.А. Использование Интернет-технологий в процессе обучения истории и обществознанию как условие получения нового образовательного результата, соответствующего ФГОСу (виртуальный кабинет истории и обществознания: из опыта работы) / О. А. Кочерягина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 244-246.
19. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В. А. Красильникова // Информатизация и образование. — 2003. — № 4. - С.21–27.
20. Круглов Ю.Г. Высшее заочное педагогическое образование в России / Ю.Г. Круглов // Педагогическое образование без отрыва от основной деятельности. - 1998. - № 6. - С. 35-43.
Всего 45 источников