Дипломная работа|Муниципальное государственное право

Дипломная Гласность как основополагающий принцип деятельности избирательных комиссий: проблемы реализации и пути совершенствования

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Alcofribas

Год: 2019 | Страниц: 67

Цена: 3 500
Купить работу

Введение

1. Гласность как основополагающий принцип деятельности избирательных комиссий

1.1. Принцип гласности в системе принципов деятельности избирательных комиссий

1.2. Субъекты реализации принципа гласности

2. Проблемы и пути совершенствования реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий

2.1. Реализация принципа гласности при проведении муниципальных выборов

2.2. Реализация принципа гласности в информационном обеспечении выборов

2.3. Реализация принципа гласности при проведении общественного контроля за выборами

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность исследования заключается в том, что вопрос качественной и грамотной организации избирательного процесса, по нашему мнению, часто упирается в один из принципов всего избирательного права – в гласность. Ведь гласность – это важнейший принцип демократии, при котором одна из основных целей государства – как можно шире информировать население о происходящих в государстве процессах.

Выборы, будучи одним из основных институтов демократии, представляются прямой формой реализации власти населением страны при формировании представительных органов власти. Они же являются методом отбора уполномоченных представителей населения страны для участия в деятельности органов власти.

Как пишет А.А. Макарцев, «выборы позволяют гражданам непосредственно включаться в управление публичными делами, реализовывать собственные конституционные права и свободы, а также помогают укреплять гражданское общество» .

Вопросы гласности избирательного процесса в демократических государствах (и в особенности, в странах СНГ) с каждым годом становятся все острее. Они привлекают пристальное внимание средств массовой информации и общественности, становятся центром обсуждения в прессе, не оставляют равнодушными как политиков, так и простых избирателей.

Гласность напрямую связана с такими аспектами избирательной деятельности, как информационное обеспечение выборов, доступ населения к результатам выборов и методам подсчета голосов, освещению процесса выборов в средствах массовой информации, агитационным вопросам, и так далее. То есть, гласность неотъемлема от практики проведения современного избирательного процесса.

Если углубиться в этот вопрос, то можно констатировать большое количество нарушений, происходящих именно в поле реализации принципа гласности.

Не далее, как летом 2019 года заместитель председателя партии «Яблоко» Н. Рыбаков отправил обращение председателю Московской городской избирательной комиссии В. Горбунову в связи с нарушением принципов открытости и гласности при проверке подписей избирателей, представленных кандидатами в депутаты Московской городской Думы .

Или другой пример. Летом того же 2019 г. участники выборов в Республике Татарстан, опасаясь некорректного подведения итогов выборов в парламент республики, распространили открытое письмо в адрес президента Татарстана Р. Минниханова, где потребовали от него обеспечить установку веб-камер в помещениях для голосования .

Это относительно свежие примеры. Реально же подобных случаев очень много, и встречаются они чуть ли не каждые выборы вне зависимости от их уровня и значения – на федеральных, региональных и местных избирательных кампаниях.

Следует также заметить, что избирательный процесс не стоит на месте и порождает новые вопросы и понятия. Это представляется логичным, ведь общество в данный момент живёт в активно развивающуюся информационную эпоху, где инновации происходят каждый день. А гласность и методы её обеспечения (реализации) – это принцип, прямо зависящий от уровня информатизации общества.

В частности, одним из таких, имеющих непосредственное отношение к гласности, является так называемый недавно появившийся «стандарт честных выборов». Это новое понятие, которое является вполне актуальным для российского избирательного законодательства.

Но в российском избирательном законодательстве и правоприменительной практике нет четкого определения и достаточной характеристики данного понятия. Этот термин, тем не менее, часто встречается в прессе, особенно в сравнении российских выборов с зарубежными.

Более того. Председатель Мосгордумы А. Шапошников в 2018 году констатировал, что на московских выборах появился свой стандарт честных и открытых выборов. С его точки зрения, это «100% покрытие участковых избирательных комиссий видеокамерами, это минимизация надомного голосования. За последние четыре года я не помню, чтобы хотя бы одного наблюдателя удалили с участка. Такого не было ни разу. В этом году появился корпус наблюдателей от Общественной палаты города Москвы» .

Исходя из выше изложенного, тема обеспечения гласности на выборах кажется фундаментально важной. Ведь укрепить доверие избирателей, обеспечить отсутствие сомнений в справедливости, честности и законности проведенных избирательных процедур, обеспечить прозрачность и транспарентность, информационную доступность на выборах – вот основная, по нашему мнению, цель совершенствования законодательства, касающаяся реализации принципа гласности.

Учитывая, что организация и процедура выборов в России является важнейшим общественным, правовым и политическим процессом, тем самым, обуславливается актуальность выбранной темы исследования.

Степень разработанности темы исследования. Тема гласности как основополагающего принципа деятельности избирательных комиссий приобрела достаточное освещение в различной правовой и академической литературе последних лет, чем обуславливается хорошая теоретическая проработанность данной темы в российской науке.

Для написания представленной работы были проанализированы труды различных исследователей. В их числе С.А. Авакьян, К.В. Арановский, К.М. Белицкая, М.В. Варлен, И.Г. Верзилина, Р.В. Горнев, Л.Ю. Грудцына, Л.Э. Гумашвили, Е.В. Демьянов, Н.М. Добрынин, А.В. Елькина, И.В. Захаров, Ю.В. Иванченков, С.В. Кабышев, Н.В. Кичанов, А.Н. Кокотов, В.В. Комарова, А.Н. Костюков, О.А. Кравченко, В.В. Кудрявцев, О.Е. Кутафин, А.В. Лагуткин, Н.В. Лебедева, Д.Н. Лызлов, Л.И. Маслова, М.С. Матейкович, Н. Миронов, Д.С. Михеев, Т.Н. Михеева, И.В. Мухачев, С.И. Некрасов, Т.И. Нигметзянов, Л.А. Нудненко, И.Ю. Павлов, Д.И. Паньшин, В.В. Полянский, А.Е. Постников, В.В. Пылин, Л.Г. Рагозина, Г.Д. Садовникова, М.В. Сербин, В.Г. Стрекозов, В.Н. Сучилин, Н.С. Тюрина, Н.Ю. Турищева, Р.М. Усманова, В.И. Фадеев, А.В. Филонов, Д.М. Худолей, В.А. Черепанов, О.Н. Шерстобоев, Е.С. Шугрина, О.Е. Шишкина, Б.С. Эбзеев, и другие.

Научная новизна исследования. Данная работа является комплексным исследованием, в котором освещаются как теоретические аспекты организации и проведения выборов в органы государственной власти в России, так и практические особенности.

Проблема гласности постоянно находится в центре внимания ученых. Несмотря на некоторую исследованность данной проблемы, тем не менее, многие вопросы остаются открытыми. Так, стоит отметить проблему отличия гласности от открытости и честности на выборах, проблемы способа и методики оценки гласности, объективности подсчета голосов, проблемы привлечения общественности к избирательному процессу, и многие другие. Отдельно в данном свете стоит упомянуть работы таких авторов, как И.Ю. Павлов, который провел исследование правового обеспечения доступа к официальной информации в своей диссертации; Н.В. Лебедеву, глубоко изучавшую принципы избирательного права в контексте гласности; работы Л.Ю. Грудцыной и А.В. Лагуткина, исследовавших роль информации и гласности в управлении гражданским обществом с различных точек зрения.

Однако отдельные проблемы (такие, как роль наблюдателей в реализации принципа гласности, роль гласности на муниципальных выборах, гласность и общественный контроль за выборами) до сих пор не получили широкого освещения в научной и учебной литературе, поэтому они получили своё отражение в настоящей работе.

Практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в данной работе, могут способствовать развитию и более глубокому изучению организации и проведения выборов в органы государственной власти в России, так как отражают актуальные проблемы затронутой темы.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий.

Предмет исследования – конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с реализацией принципа гласности в деятельности избирательных комиссий при организации и проведении выборов в органы власти в России.

Цель исследования – проанализировать реализацию принципа гласности в деятельности избирательных комиссий и разработать предложения по совершенствованию законодательства.

Методологической основой данного исследования стали современные правовые научные концепции, выработанные наукой и апробированные практикой, а также правовые теории конституционного права, диалектический, системно-функциональный, логический, сравнительно-правовой, и другие методы научного исследования. Их применение позволило решить поставленные диссертационные задачи, выработать теоретические положения и практические рекомендации по совершенствованию реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть гласность как принцип избирательного права.

2. Выяснить конституционно-правовые гарантии обеспечения гласности при голосовании.

3. Проанализировать практические аспекты реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий.

4. Рассмотреть роль наблюдателей в реализации принципа гласности.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1) в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внести определение понятия «информирование».

2) исключить из ч. 2 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возможность назначения главы местной администрации по контракту, как несоответствующую принципу гласности;

3) необходимо принять Федеральный закон «Об общественном контролем за проведением выборов и об открытости и гласности подведения итогов голосования». Принятие закона могло бы окончательно установить универсальный статус наблюдателя, поскольку нормы федеральных законов выглядят разрозненно и иной раз противоречиво.

Структура исследования содержит две главы и пять параграфов, а также включает в себя введение, заключение, список использованной литературы.

Нормативно правовые акты. Документы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФК3) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398; 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4202.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

4. Об общественном контроле за проведением выборов и об открытости и гласности подведения итогов голосования: проект Федерального закона № 96700363-2 // Доступ из СПС «Консультант Плюс».

5. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.

6. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 11.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448.

8. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 06.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

10. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2338.

11. Постановление ВС РСФСР N 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

12. О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: Постановление ЦИК России от 28 июня 1995 г. № 7/46-II // Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Правоприменительная практика

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1997 N 7-П // Российская газета. N 92. 1997.

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.1997 N 9-П // Российская газета. N 125. 1997.

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.1998 N 12-П // Российская газета. N 86. 1998.

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1998 N 26-П // Российская газета. N 233. 1998.

17. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.2000 N 4-П // Российская газета. N 81. 2000.

18. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2000 N 7-П // Российская газета. N 89. 2000.

19. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.01.2002 N 2-П // Российская газета. N 19. 2002.

20. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 N 10-П // Российская газета. N 117. 2003.

21. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П // СЗ РФ. 2003. № 44. ст. 4358.

22. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2006 N 7-П // Российская газета. N 131. 2006.

23. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. № 11-П // СЗ РФ. 2014. № 1. ст. 1922.

24. Определение Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 г. № 842-О-О // Доступ из СПС «Консультант Плюс».

25. Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. № 223-О // Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 2014.

Всего 79 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Муниципальное государственное право
2015 год 71 стр.
Диплом Кадровое обеспечение органов муниципального управления на примере МУП
diplomstud
Дипломная работа Муниципальное государственное право
2016 год 80 стр.
Дипломная Основные модели местного самоуправления
Alcofribas
Дипломная работа Муниципальное государственное право
2015 год 76 стр.
Дипломная Парламент как институт государственного управления РФ
Alcofribas

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское