Введение
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения парламента РФ
1.1. Государственная дума в эпоху Царской России
1.2. Государственная дума в советскую эпоху
1.3. Современная государственная дума
Глава 2. Устройство и деятельность Совета Федерации
2.1. Порядок формирования
2.2. Руководящие органы
2.3. Деятельность Совета Федерации
Глава 3. Устройство и деятельность Государственной Думы
3.1. Порядок формирования
3.2. Руководящие органы
3.3. Деятельность Государственной Думы
Заключение
Библиография
Парламент – это высший законодательный и представительный орган в тех странах, где власть разделена на законодательную (она принадлежит парламенту) и исполнительную (в руках Президента и премьер-министра).
Для эффективного функционирования механизма государства, вне зависимости от формы правления, необходимо создание оптимального количества государственных органов.
Практика развития мирового парламентаризма показывает, что наличие в государстве двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы всего населения страны, а другая - интересы отдельных территорий государства, является характерной чертой крупных демократических государств. Не только федерации, такие, как США, Германия, Индия, но и унитарные государства - Япония, Бельгия, Великобритания, Италия, Франция и многие другие имеют двухпалатную структуру парламента. Нижняя палата, как правило, формируется путем прямых выборов. Порядок формирования верхней палаты более разнообразен, что обусловлено многими факторами: историческими традициями, политической необходимостью, национальными и территориальными особенностями.
Многоэтапный, противоречивый процесс становления отечественного парламента развивался по двум направлениям: создание, организация работы предпарламентских органов государственной власти и зарождение, развитие идей парламентаризма. Государство создавалось в сложных условиях: огромная территория, суровый климат, небольшая плотность населения, необходимость борьбы с воинственными соседями. Эти и некоторые другие причины обусловили сильную великокняжескую (позже царскую, императорскую) власть, снижающую роль демократических начал и не допускающую ограничения своей власти.
Актуальность темы обусловлена тем, что уровень развития институтов парламентаризма как институтов государственного управления выступает одним из ключевых условий соответствия России высоким демократическим стандартам. Это достигается через расширение деятельности представительных органов власти, а также − реализацию полного спектра полномочий, предоставленных парламенту.
Цель исследования – изучение парламента как институт государственного управления Российской Федерации.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности парламента.
Предмет исследования – Федеральное собрание Российской Федерации.
Задачи исследования:
- Изучить исторические предпосылки возникновения парламента РФ;
- Исследовать устройство и деятельность Совета Федерации;
- Выяснить устройство и деятельность Государственной Думы.
Проблема изучения парламента как институт государственного управления Российской Федерации детально исследуется в работах Авакьяна С.А., Керимова А.Д., Лаптевой Л.Е., Маклакова В.А., Мартышина О.В. и др.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2015) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
7. Закон РФ от 9 декабря 1992 г. № 4061-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 55.
8. Закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1.
9. Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета, № 283, 07.12.2012.
10. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
11. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.
12. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
13. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-П ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Воронежской области» // СЗ РФ. 2013. № 18. Ст. 2292.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 16. Ст. 1451.
16. Заключение Конституционного Суда РФ от 21 сентября 1993 г. «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1994. № 6.
17. Определение Верховного Суда РФ от 28.09.2011 № 50-Г11-10 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Закон СССР от 1 декабря 1988 г. № 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 49. Ст. 727.
19. Закон СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189.
20. Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303.
Всего 73 источника