Введение
1 Теоретико-правовые основы государственных и муниципальных закупок
1.1 Основные положения теории государственных закупок
1.2 Правовое регулирование государственных и муниципальных закупок на современном этапе
2 Порядок осуществления государственных и муниципальных закупок
2.1 Порядок проведения процедур различными способами
2.2 Организация и практика контроля размещения государственных и муниципальных закупок. Аудит и защита прав и законных интересов участников закупок
3 Проблемные вопросы и направления совершенствования системы управления государственными и муниципальными закупками
3.1 Проблемы реализации системы управления государственными и муниципальными закупками
3.2 Направления совершенствования системы управления государственными и муниципальными закупками
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования определяется, во-первых, стратегической важностью системы государственных и муниципальных закупок для обеспечения нужд общественного потребления; во-вторых, проблемами, возникающими как с экономической, так и с правовой точки зрения в этой сфере.
В настоящее время происходит апробация реформированной системы осуществления государственных и муниципальных закупок, начало которой было положено в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22 декабря 2011 года, когда был поднят вопрос о принятии в первой половине 2012 года федерального закона, предусматривающего создание федеральной контрактной системы взамен Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В рамках реализации указанного Послания 5 апреля 2013 года был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Принятие нового Закона решило некоторые насущные проблемы, сделало систему государственных и муниципальных закупок более прозрачной и современной, однако, породило также множество иных проблем адаптационного периода, которые предопределяю актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в сфере управления государственными и муниципальными закупками.
Предметом исследования является управление государственными и муниципальными закупками.
В настоящей работе поставлена цель исследования управления государственными и муниципальными закупками в современной России. В соответствии с целью, в работе были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть основные положения теории государственных закупок;
– исследовать правовое регулирование государственных и муниципальных закупок на современном этапе;
– проанализировать порядок проведения процедур различными способами;
– изучить вопросы организации и практики контроля размещения государственных и муниципальных закупок;
– исследовать систему аудита и защиты прав и законных интересов участников закупок;
– выявить проблемы реализации системы управления государственными и муниципальными закупками;
– разработать направления совершенствования системы управления государственными и муниципальными закупками.
Нормативную основу настоящей работы составили положения Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, иных правовых актов.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы анализа, синтеза, системно-структурного, формально-юридического.
Теоретическую основу составили труды современных авторов, затрагивающих вопросы государственного и муниципального заказа и системы его размещения, таких, как Л.В. Андреева, О.А. Беляева, Л.И. Пронина, А.Н. Сухаренко и иных авторов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1 Конституция Российской Федерации: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 янв. 1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05 апр. 2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
5 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18 июля 2011 № 223-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст. 4571.
6 О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31. – 1 ч. – Ст. 3434.
7 Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26 авг. 2013 № 728 // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 35. – Ст. 4514.
8 Об утверждении Правил определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика): Постановление Правительства РФ от 4 нояб. 2006 № 656 (ред. от 03.01.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 46. – Ст. 4803.
9 О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион): Распоряжение Правительства РФ от 31 окт. 2013 № 2019-р (ред. от 25.04.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 45. – Ст. 5861.
10 Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей: Приказ Минэкономразвития России от 10 окт. 2013 № 578 // Российская газета. – 2013. – № 277.
11 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07 окт. 2009) // Вестник ВАС РФ. – 2009. – № 11.
12 Адарченко Е.О. Юридические лица публичного права: их место в административном праве // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 12. – С. 44-47.
13 Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. – М.: Волтерс Клувер, 2014. – 269 с.
14 Белов В.Е. Об изменении гражданского законодательства в условиях формирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Актуальные проблемы российского права. – 2014. – № 10. – С. 76-81.
15 Белов В.Е. Определение (формирование) цены государственного контракта: к вопросу об экономии бюджетных средств // Право и экономика. – 2010. – № 4. – С. 20-25.
16 Беляева О.А. «Совершенствование» законодательства о размещении заказов для публичных нужд // Законодательство. – 2009. – № 11. – С. 17-22.
17 Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2014. – 421 с.
18 Вайпан В.А., Любимов А.П. Практика применения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. – 2011. – № 5. – С. 25-32.
19 Государственные закупки и конкуренция / Под общ. ред. В.А. Галанова. – М.: Инфра-М, 2014. – 542 с.
20 Дерновая А.О. Проблемы оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Ленинградский юридический журнал. – 2015. – № 1. – С. 151-157.
21 Косарев К.В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. – 2013. – № 7. – С. 21-26.
22 Лафитский В.И. К вопросу о юридических лицах публичного права // Журнал российского права. – 2011. – № 3. – С. 54-57.
23 Минэкономразвития подвело итоги по госзакупкам 2015 года. – URL: http://www.pro-goszakaz.ru/№ews/101637-mi№eko№omrazvitiya-podvelo-itogi-po-goszakupkam-2015-goda (дата обращения 31.03.2016)
24 Писенко К.А. Публичные и частные закупки: основания и проблемы дифференцированного подхода к регулированию // Финансовое право. – 2013. – № 12. – С. 13-17.
25 Пронина Л.И. Пути совершенствования Федерального закона № 94-ФЗ: предложения муниципалитетов // Бюджет. – 2011. – № 2. – С. 26-31.
26 Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). – М.: Юстицинформ, 2015. – 250 с.
27 Розовенко М.В. Дуализм правового регулирования поставки товаров для государственных нужд // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 4. – С. 14-16.
28 Сафохина Е.С. Антикризисные меры Правительства Российской Федерации в сфере государственного заказа // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2015. – № 4. – С. 38-43.
29 Симоновский К.В. Нововведения контрактной системы в сфере государственных (муниципальных) закупок // Право в Вооруженных Силах. – 2013. – № 8. – С. 80-84.
30 Сухаренко А.Н. Федеральная контрактная система – залог прозрачности госзакупок // Юридический мир. – 2013. – № 8. – С. 16-20.
31 Ястребов О.А. Критерии разграничения юридических лиц в публичном и частном праве // Российский судья. – 2010. – № 4. – С. 34-37.