ВВЕДЕНИЕ
1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
1.1. Гражданско-правовая природа договора на оказание платных услуг
1.2. Гражданско-правовая характеристика публичности и присоединения в договоре возмездного оказания услуг
1.3. Соотношение и отграничение договоров подряда и возмездного оказания услуг
2. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В САЛОНЕ КРАСОТЫ «СТАЙЛ»
2.1. Судебная практика о проблеме прекращения договора возмездного оказания услуг
2.2. Судебное урегулирование споров ответственности сторон в договоре на возмездное оказание услуг
2.3. Исполнение возмездного оказания услуг в салоне красоты «Стайл»
3. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ» В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
3.1. Педагогические технологии в обучении праву
3.2. Разработка уроков по изучению договора возмездного оказания услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Услуги представляют собой, пожалуй, один из древнейших видов общественных отношений. К примеру, еще римскому праву был известен договор найма услуг (locatio-conductio operamm). В России предоставление услуг довольно длительное время находилось вне сферы правового регулирования. Так, в Гражданских кодексах РСФСР 1922 года и 1964 года, как и Основах гражданского законодательства 1961 года и 1991 года, договор возмездного оказания услуг отсутствовал.
Однако изменение политических и экономических направлений развития общества послужили основанием возникновения новых правовых отношений. В частности, Конституция РФ выделила услуги как особый вид деятельности (ст.ст. 8 и 74). Наконец, с принятием части первой ГК РФ проявилась новая позиция законодателя о правовом регулировании такого юридического феномена, как услуга и, соответственно ей, отношений возмездного оказания услуг. Категория услуг получила правовое подтверждение в части первой ГК РФ (ст.ст. 1, 2, 107, 128, 132, 138, 167, 397, 424, 426). Основополагающей в данном ряду правовых норм следует признать ст. 128 ГК, выделившей услугу в качестве объекта гражданских прав. Более того, осуществление предпринимательской деятельности стало возможно путем оказания услуг (ст. 2 ГК РФ).
Рынок услуг сегодня – один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики: деятельность по оказанию услуг простирается не только на сферу удовлетворения социальных, бытовых, духовных человеческих потребностей, но и затрагивает сферы глобального макроэкономического масштаба, удовлетворяемые, например, с помощью Internet. Услуги, проникая в той или иной форме во все области деятельности человека, в настоящее время приобрели достойную потребительную стоимость. Современный период можно назвать временем интенсивного формирования моделей договоров многих видов оказания услуг, которые претендуют на самостоятельное типологическое существование в будущем.
Вместе с тем, в правовом регулировании отношений по оказанию услуг достаточно много «белых пятен». Так гражданское законодательство, в частности ГК РФ, не содержит легального определения услуги, ст. 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав, не раскрывая их признаков; п. 2 ст. 779 ГК РФ под термином «оказать услуги» понимает – совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность. Еще больше запутывает ситуацию ст. 783 ГК, устанавливающая, что общие положения о подряде вообще и о бытовом подряде в частности применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779-782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Исходя из количества статей, регламентирующих обязательства подрядного типа, можно сделать два вывода, вытекающих один из другого. Первый состоит в том, что действующее законодательство содержит достаточное количество норм, которые применяются одновременно к договорам подряда и возмездного оказания услуг, т.е. используются как универсальные. Второй вывод логически завершает первый: ГК РФ не проводит четкого разграничения между услугами как объектом договорных отношений и работами, выполненными по договору подряда.
В итоге понятие «услуга» в российском праве имеет размытые границы, обладая множеством смысловых оттенков. Принимая во внимание устойчивую тенденцию развития рынка услуг, можно предположить, что договор оказания услуг будет одним из самых востребованных и динамично развивающихся гражданско-правовых институтов. При этом многопрофильное использование услуг профессиональных участников потребует соответствующего изменения обязательств возмездного оказания услуг с тем, чтобы не только защитить права сторон договора, но и создать адекватные условия, направленные на удовлетворение потребностей заказчиков-потребителей. Отсюда становится очевидным, что имеющаяся нормативно-правовая база регулирования данного института не может обеспечить надлежащую охрану прав и интересов участников данных отношений, а потому нуждается как в теоретическом осмыслении, так и в законодательном обновлении. Указанные обстоятельства определяют актуальность темы исследования, ее практическую и теоретическую значимость.
Работы, посвященные договорам возмездного оказания услуг, занимают достойное место в правовой науке. Так, в трудах виднейших российских цивилистов на протяжении последних двадцати лет лейтмотивом звучат проблемы «комплексного изучения обязательств по оказанию услуг», исследования «объективно существующих закономерностей и общих признаков договорных обязательств по оказанию услуг», выдвигаются различные концепции теоретического понимания «услуги», вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства и т.п. Указанной теме уделяли определенное внимание в своих работах известные отечественные ученые-юристы, такие как: Т.Е. Абова, С.С. Алексеев, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Э.П. Гаврилов, Н.Д. Егоров, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкин, Ю.Х. Калмыков, О.А. Красавчиков, М.В. Кротов, В.П. Мозолин, Д.В. Мурзин, Е.А. Суханов, Ю. К. Толстой, Л.Ф. Фархутдинов, Е.Д. Шешенин, В.А. Язев и др. Но выстроенная виднейшими учеными-юристами России несколько десятилетий назад теоретическая платформа договора возмездного оказания услуг, с учетом развивающегося рынка услуг, нуждается в дополнении и уточнении, а понятие услуги и правоотношения по ее оказанию в законодательном обновлении.
Цель работы – проанализировать гражданско-правовое регулирование возмездного оказания услуг и на основе анализа разработать уроки, направленные на изучение договора возмездного оказания услуг.
Объект исследования: гражданско-правовые отношения, складывающиеся в сфере оказания услуг.
Предмет исследования: нормативные акты в сфере возмездного оказания услуг, а также практика применения указанных нормативных актов, научная литература, посвященная исследуемым проблемам.
Задачи:
1. Изучить гражданско-правовую природу и регулирование договора на оказание платных услуг.
2. Выявить соотношение и отграничение договоров подряда и возмездного оказания услуг.
3. Проанализировать судебную практику и специфику правового регулирования договора возмездного оказания услуг в салоне красоты.
4. Рассмотреть сущность и значение применения педагогических технологий в обучении праву.
5. Разработать уроки в школе, направленные на изучение договора возмездного оказания услуг.
Методологической основой являются общенаучный диалектический метод познания, формально-логический, и другие методы, такие как историко-правовой, сравнительно-правовой, метод юридического толкования и др.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе на основе анализа теоретических источников и нормативно-правовых актов раскрыто содержание гражданско-правового регулирования договора возмездного оказания услуг. Вторая глава содержит анализ судебной практики и специфики правового регулирования договора возмездного оказания услуг в салоне красоты «Стайл». В третьей главе содержится методическая разработка уроков по изучению договора возмездного оказания услуг. В заключении представлены выводы по проделанной работе.