ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ВРЕДА, КАК ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. Вред, как основание ответственности по российскому законодательству
1.2. Историко-правовой анализ развития законодательства, регулирующего ответственность за причинение вреда
1.3. Проблемы особенностей вреда, как условия применения гражданско-правовой ответственности
2. ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ПРОКУРАТУРЫ, КАК ОСНОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Критерии незаконности действий прокуратуры в сфере гражданско-правового регулирования как элементы объективной стороны незаконности
2.2. Порядок определения причинной связи между незаконными действиями прокуратуры и возникновением вреда и вопросы субъектного состава по возмещению вреда
2.3. Вопросы механизма реализации правоотношений по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями прокуратуры
3. ВОПРОСЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ПРОКУРАТУРЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
3.1. Вопросы определения размера возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов прокуратуры
3.2. Специфика полномочий прокуратуры как субъекта гражданско-правовой ответственности
3.3. Вопросы совершенствования института гражданско-правовой ответственности органов прокуратуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность исследования.
Повышенная актуальность вопросов реализации гражданско-правового статуса гражданина, необходимая для обеспечения стабильности гражданского оборота представляется однозначной. С этим положением связывается также необходимость обеспечения правового положения человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. В уголовно-процессуальной деятельности широко применяются меры государственного принуждения, что влечет существенные ограничения субъективных прав и свобод граждан. Тем самым может возникнуть потенциальная возможность причинения гражданам и юридическим лицам вреда незаконными действиями органов прокуратуры.
Основой деятельности органов прокуратуры согласно Конституции РФ является строгое и неуклонное соблюдение законности. Это требует насколько возможно если не полного исключения случаев незаконного государственного принуждения, то хотя бы сведения к минимуму таких фактов, являющихся, как правило, следствием судебной ошибки.
Специфика деятельности органов прокуратуры, выражаемая в их публичности требует также публичной ответственности перед обществом и государством. Последнее призвано регулировать поведение человека только в определенной мере, не затрагивая его свободу и для обеспечения общественных интересов.
Если негативные и иные последствия являются следствием публичной деятельности органов прокуратуры, то государство должно быть гарантом восстановления нарушенных прав и потому обязано возместить понесенный от деятельности его представителей ущерб. Именно такую ответственность приняло на себя государство, провозгласив право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).
Показателем такой ответственности является множество оправдательных приговоров судов, а также решений различного рода компетентных органов (в том числе вышестоящих судов) о прекращении производства по уголовным делам в связи с обстоятельствами, реабилитирующими гражданина в глазах общества.
Однако институт гражданско-правовой ответственности органов прокуратуры нуждается в дополнительной правовой регламентации и особом внимании со стороны правоведов, поскольку с нарушением своих прав со стороны прокуратуры может столкнуться каждый гражданин.
Проблемы гражданско-правой ответственности государства за незаконные действия прокуратуры порождают различные порой диаметрально противоположные точки зрения среди ученых и практиков. До сих пор по вопросу гражданско-правовой ответственности органов прокуратуры не выработано единой концепции.
Исследование проблем ответственности государства в сфере гражданского права в отечественной юриспруденции предпринимались в различные периоды становления российской государственности.
Следует иметь в виду, что прокуратура, как единая централизованная система является представителем государства в сфере надзора за соблюдением законности практически над всеми государственными органами. Особенное внимание необходимо уделить надзорным функциям в следственной и оперативно-розыскной деятельности. Кроме этого функции рассматриваемой организации также связываются с ее статусом представителя государства, участвующего в рассмотрении дел судами в качестве государственного обвинителя в отношении лиц совершивших преступления или в качестве надзорного органа, защищающего права и свободы граждан. В каждой из приведенных сфер всегда могут возникнуть ситуации, при которой органы прокуратуры должны нести имущественную ответственность за судебную ошибку или ненадлежащее исполнение ею своих функций.
Тема данной работы сужена применительно к ответственности именно прокуратуры, как одной из наиболее важной систем правоохранительных органов несущих гражданско-правовую ответственность в рамках ст.ст. 1069, 1070. И здесь повышенное внимание уделяется понятию сущности, содержательной стороне вреда особенностей гражданско-правовой ответственности прокуратуры как надзорного правоохранительного органа, в компетенцию которого входит, помимо надзорных функций и участия в судебном разбирательстве, также полномочия по уголовному преследованию, координации деятельности всех правоохранительных органов, полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях и проведения административного расследования.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие отношения по возмещению имущественного вреда, причиненного гражданам и юридическим лицам органами прокуратуры; судебная практика по данной категории дел, а также научные работы по исследуемой проблеме.
Цель исследования можно условно разделить на две части. Во-первых, это формулирование теоретических выводов, направленных на развитие юридической науки в данной области (теоретическая задача). Вторая цель имеет практический аспект и направлена на повышение эффективности действия принципа ответственности государства. Эта цель заключается в формулировании выводов и предложений по совершенствованию правового регулирования гражданско-правовой ответственности государства за вред, причиненный прокуратурой.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- Исследование понятия вреда с анализом его особенностей, как условия применения гражданско-правовой ответственности.
- Историко-правовой анализ развития законодательства, регулирующего ответственность за причинение вреда
- Исследование критериев незаконности действий прокуратуры и определения причинной связи между незаконными действиями органов прокуратуры и возникновением вреда
- Вопросы механизма реализации и определения размера возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов прокуратуры
- Специфика полномочий прокуратуры как субъекта гражданско-правовой ответственности
- Вопросы совершенствования института гражданско-правовой ответственности органов прокуратуры
Недостаточность теоретической разработанности проблемы гражданско-правовой ответственности за вред причиненный гражданам и юридическим лицам со стороны органов власти обусловили необходимость выбора темы настоящего исследования.
Объект исследования – общие теоретические основы и концепции института гражданско-правой ответственности органов власти.
Предмет исследования – совокупность нормативно-правовых положений регулирующих институт гражданско-правой ответственности, как в целом, так и по отношению к правоохранительным органам с направленностью на имущественную ответственность органов прокуратуры.