ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Фонематические процессы как объект психолого-педагогического и практического изучения
1.2 Анализ методических рекомендаций по выявлению нарушений развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 5-6 лет с дизартрией
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Описание диагностической методики для исследования уровня сформированности фонематических процессов у детей дошкольного возраста 5-6 лет с дизартрией
2.2 Анализ результатов исследования развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 5-6 лет с дизартрией
2.3 Логопедическая работа по преодолению нарушений развития фонематических процессов у детей с дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Количество детей с различными нарушениями речи увеличивается из года в год. Язык не является врожденной способностью, но развивается в онтогенезе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит индикатором общего развития. Полное гармоничное развитие ребенка невозможно без правильной речи. Такая речь должна быть правильно сформулирована не только с точки зрения выбора слов (словарный запас), грамматики (словообразование, словосочетание), но должна быть ясной и совершенной с точки зрения произношения звука и полной звучности слов.
Из различных речевых расстройств в детстве часто обнаруживается дизартрия, которая оказывает значительное влияние не неправильное формирование звукопроизношения.
Анализ литературных источников показал, что проблема дизартрии как одного из видов речевых нарушений рассматривалась такими специалистами как Е. Ф. Архипова, И. Аскерова, Г. В. Бабина, Я. И. Ветрова, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, С. Н. Матыцина, Т. Л. Морова, К. А. Семнова, О.В. Скорынина и другие. Исследователи раскрывают различные подходы, методы и способы формирования фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.
Так же отмечено, что отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом, что сказывается и на развитии психических процессов.
Цель работы – обобщение теоретических основ, а также проведение эмпирического исследования, направленного на выявление нарушений развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 5-6 лет с дизартрией.
Объект исследования – особенности фонематического восприятия у дошкольников 5-6 лет со стертой дизартрией.
Предмет исследования – логопедическая работа по выявлению нарушений развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 5-6 лет с дизартрией.
Задачи:
1. Охарактеризовать фонематические процессы как объект психолого-педагогического и практического изучения.
2. Изучить методы логопедической работы по преодолению нарушений развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 5-6 лет с дизартрией.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 5-6 лет с дизартрией.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; логопедическое обследование; количественный и качественный анализ результатов.
Структура работы. Исследование включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки / Н. Г. Алтухова. Санкт-Петербург: Лань, 2009. 112 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. Москва: АСТ, 2008. 264 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Я. Архипова. Москва: Просвещение, 2011. 319 с.
4. Аскерова, И. Основные направления коррекционной работы при дизартрии / И. Аскерова // Наука, новые технологии и инновации. 2017. № 6. С. 184-186.
5. Бабина, Г. В. Логопедия. Дизартрия / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. Москва: МПГУ, 2016. 104 с.
6. Ветрова, Я. И. Особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / Я. И. Ветрова // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 26.
7. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. Санкт-Петербург: Речь, 2010. 144 с.
8. Волкова, Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи / Л. С. Волкова. Москва: ВЛАДОС, 2004. С. 513-524.
9. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. Москва: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 158 с.
10. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. 196 с.
11. Григоренко, Н. Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции / Н. Ю. Григоренко, С. А. Цыбульский. Москва: Книголюб, 2005. 144 с.
12. Двуреченская, О. Н. К вопросу о фонематическом недоразвитии речи / О. Н. Двуреченская, Е. В. Жулина // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 39 (81). С. 101-108.
13. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. Москва: ТЦ Сфера, 2011. 170 с.
14. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Москва.: Академия, 2010. 214 с.
15. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. Москва: ВЛАДОС, 2003. 164 с.
16. Лопатина, Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина // Дефектология. 2013. №5. С. 45-51.
17. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. Санкт-Петербург: Речь, 2011. 191 с.
18. Марданова, И. Р. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / И. Р. Марданова // Молодой ученый. 2019. №15. С. 278-280.
19. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией / Р. И. Мартынова. Москва: Просвещение, 2010. 290 с.
20. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. Москва: ВЛАДОС, 1997. 304 с.
21. Матыцина, С. Н. Мультидисциплинарный подход в коррекции стертой дизартрии у детей дошкольного возраста / С. Н. Матыцина // Альманах мировой науки. 2019. № 2 (28). С. 99-100.
22. Морова, Т. Л. Состояние фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией / Т. Л. Морова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T13. С. 31-35.
23. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия / Н. А. Седых. Донецк: Сталкер, 2003. 288 с.
24. Семенова, К. А. Дизартрии. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К. А. Семнова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. Москва: Академия, 2012. 277 с.
25. Скорынина, О. В. Развитие просодической стороны моторной речи у детей с дизартрией / О. В. Скорынина // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 4 (8). С. 152-154.
26. Токарева, О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). / О. А. Токарева Москва: Академия, 2012. 142 с.
27. Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. Москва: Просвещение 1987. 45 с.
28. Филичева, Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Москва: МГОПИ, 2003. 72 с.
29. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. Москва: Просвещение, 2009. 239 с.
30. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми / Г. В. Чиркина. Москва: АРКТИ, 2012. 154 с.
31. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. Москва: Академия, 2003. 240 с.
32. Шмыгун, М. А. Формирование фонематического восрпиятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи / М. А. Шмыгун, Е. О. Макарова // Филологическое образование в период детства. 2015. Т. 22. С. 99-102.