Введение
Глава 1. Интерактивное обучение, основные понятия
1.1 Сущность интерактивного обучения
1.2. Групповая и кооперативная формы деятельности на уроке
1.3.. Преимущества интерактивного обучения
Глава 2 Использование интерактивных методов обучения русскому языку в 5 классе
Заключение
Список литературы
На этапе современности происходит процесс становления новой системы образования, который сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Задача общеобразовательной школы состоит в формировании личности, способной полноценно реализоваться во взрослой жизни. Актуальным сегодня является ориентир образования не только на усвоение определенных знаний, но и развитие личности школьника, его творческих способностей.
Задача учителя на современном этапе развития школы лежит в создании условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка. Главной целью сегодня есть не дать наибольший объем знаний, а обеспечить общекультурный, личностный, познавательный рост.
Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. В этом плане ориентация на интерактивные методы обучения способствует овладению знаниями, формированию творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, переходу от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли учащегося к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Интерактивные методы позволяют:
1.моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;
2.способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей,
3.создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия,
4.осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.
Итак, в интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех обучающихся.
Актуальная значимость данной темы заключается в том, что информационная компетентность учащегося все более определяет уровень его образованности. Бесспорным является утверждение о начале перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние ("постиндустриальная", или "информационная", культура приходит на смену "индустриальной"). Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций. Сегодня особое место занимает использование интерактивных методов обучения, а также информатизация образования. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:
постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
выбора различных способов деятельности для достижения результата;
развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;
развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;
мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;
уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.
Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных, или информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
Интерактивные технологии описаны в пособиях «Интерактивные технологии обучения: теория, практика, опыт» и «Современный урок"
Интерактивные методы обучения» (авторы-составители О. Пометун, Л. Пироженко). В научной работе Щербины В.И. доказана актуальность внедрения интерактивных технологий в практику учителя-филолога. Проблема интерактивной деятельности затронута в работах Ксензовой Г.Ю. «Перспективные школьные технологии»,Кларина М.В. «Интерактивное обучение- инструмент освоения нового опыта».
Цель данной работы заключается в систематизации наиболее интересных и действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, применимых на уроках русского языка, которые бы учитывали разные психофизиологические особенности учащихся и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения;
- определить условия организации технологии интерактивного обучения русскому языку;
- обратить внимание на сущность современного урока русского языка и литературы;
- представить элементы уроков с использованием интерактивных методик.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения, если:
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
• активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
• активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;
• педагог будет понимать значимость использования интерактивных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения интерактивных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
- труды в области дидактики, психологии, методики обучения русскому языку в школе;
- программы по изучению русского языка общеобразовательных учебных заведений;
- исследования по проблемам развития познавательных интересов;
Основными методами исследования явились:
- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания различного дидактического материала;
- наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/Ю.К.Бабанский - М.: Просвещение, 2013г.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе /Ю.К.Бабанский.- М.: Просвещение 2016г.
3. Васильева Ф.И. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам?
Учебно-методическое пособие/Ф.И.Васильева,Н.В.Лихошерст.- Чебоксары, 2016.
4.Выготский Л.С.Мышление и речь.Изд.5,испр.-Издательство «Лабиринт»,-М.2014г.
5.Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении /Л.В.Занков.- М.: Знание, 1960г. 162с
6.Зобернюс О.П. Парная и групповая работа на уроках русского языка/О.П.Зобернюс//Русский язык в школе.- 2014, № 7.
7.Казыгулова А.Г. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ А.Г.Казыгулова//Молодой ученый.-2016.-№8
8. Кажигалиева Г.А.О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе/Г.А.Кажигалиева,М.В.Васенкова//Педагогика, 2015, №2
9. Коротаева Е.В. Психодидактика интерактивного обучения/Е.В.Коротаева//Русский язык в школе,-2014,№8
10.Ксензова Г.Ю.Поисковые технологии: Учебно-методическое
пособие/Г.Ю.Ксензова.-М.,2014
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина ,М.В. Моисеева ,А.Е. Петров М.: Изд. центр «Академия», 2014.-536с.
12. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога:учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / А. П.Панфилова, В. А. Сластенин, И. А. Колесникова; Под общ. ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2016. - 368 с.