Введение
Глава 1 Теоретические основы развития наблюдательности у младших школьников при изучении предмета изобразительно искусство
1.1 Развитие наблюдательности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности организации различных видов изобразительной деятельности (изодеятельности) младших школьников в контексте ФГОС-требований
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию наблюдательности у младших школьников при изучении предмета «ИЗО»
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.[29]
В начальных классах непосредственные наблюдения детей должны быть научными, доступными и увлекательными. Умение наблюдать важно для выработки ценных качеств характера учащихся: пытливости, наблюдательности, сознательности, умения творчески мыслить.
Проблема: выявить условия, при которых процесс формирования умения наблюдать у младших школьников по ИЗО будет проходить наиболее эффективно.
Объект исследования: процесс формирования умения наблюдать младших школьников.
Предмет исследования: формирование умения наблюдать у младших школьников при изучении ИЗО.
Цель: выявить и обосновать психолого – педагогические условия при которых формирование умения наблюдать у младших школьников при изучении ИЗО будет проходить более эффективно.
Задачи:
1. Проанализировать литературу и раскрыть сущность основных понятий: умение, умение наблюдать.
2. Выявить имеющийся уровень сформированности умения наблюдать у младших школьников при изучении ИЗО
3. Реализовать психолого-педагогические условия, определяющие содержание и методы работы.
Базой исследования явились МОУ СОШ № 1 г.Бийска 3 «А» класс, 2 «Б» класс.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации”
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (в ред. Приказов Минобрнауки России от 9.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577) [Электронный ресурс] : КонсультантПлюс – 2016. – режим доступа : КонсультантПлюс www.consultant.ru
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Дидактический аспект [Текст] / Ю. К. Бабанский. М., 1977. – 254 с.
4. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству [Текст] / И.П. Волков. М., Просвещение, 1992. – 144 с.
5. Волков, И. П. Учим творчеству. Педагогический поиск [Текст] / И. П. Волков. – М., Педагогика, 1990. – 101–143 с.
6. Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выгодский. – М., Просвещение, 1991. – 348 с.
7. Доровской, А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся [Текст] : учеб. пособие / А. И. Доровской. – М. : Российское Педагогическое Агентство, 1998. – 210 с.
8. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 434 с.
9. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2011. – 549 с.
10. Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 6–7 лет [Текст] / Д. Н. Ко -лдина. – М. : Мозаика – синтез, 2011. – 137 с.
11. Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства [Текст] / В. И. Колякина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
12. Комарова, Т. С. Коллективное творчество детей [Текст] : учеб. пособие / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – М., 2008. – 236 с.
13. Красильников, И. Творческое задание на уроках искусства [Текст] / И. Красильников // Искусство в школе. – 2001. – №3. – С.13 – 14.
14. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1976. – 230 с.
15. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. – М., 1984. – 186 с.
16. Мелик - Пашаев, А. Истоки и специфика детского художественного творчества [Текст] / А. Мелик - Пашаев, З. Новлянская // Искусство в школе. – 2014. – №5. – С. 8 – 12
17. Мелик - Пашаев, А. Творчество как призвание [Текст] / А. Мелик - Пашаев // Искусство в школе. – 2016. – №3. – С. 7 – 8
18. Моляко, В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изданию одаренности. [Текст] / В. А. Моляко // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 86
19. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р. С. Немов. – М. : КноРус, 2014. –718 с.
20. Полякова, И. Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» [Электронный ресурс] : Искусство. – 2012. – №17. – Режим доступа : http://art.1september.ru/article.php?ID=200701703
21. Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства [Электронный ресурс] : Студенческая библиотека онлайн, 2013 – 2016. – Режим доступа: http://studbooks.net
22. Рубинштейн, С. Д. Основы общей психологии [Текст] / С. Д. Ру-бинштейн. – СПб. : Питер, 2009. – 713 с.
23. Симановский, А. Э. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э.Симановский. – Ярославль : Академия развития, 2007. – 207с.
24. Сокольников, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] / Н. М. Сокольников. – М, 1994. – 365 с.
25. Теплов, Б. М. Избранные труды в 2 т. [Текст] / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1989. – т. 2. – 359 с.
26. Трофимова, М. В. И учеба, и игра: изобразительное искусство [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / М. В.Трофимова, Т. И. Тарабарина. – Ярославль : «Академия развития», 1977 – 240 с.
27. Ушинский, К. Д. Сборник сочинений [Текст] / К. Д. Ушинский. – М., 1949. – т. 6. – 252 с.
28. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Флерина. – М., 1996. – 215 с.
29. Художественно – эстетическое и музыкальное образование обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО [Текст] : методическое пособие / сост.: В. П. Новоселова, И. Л. Шаталова. – Кемерово: изд–во КРИПКиПРО, 2015. – 260 с.
30. Чарнецкий, Я. Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня [Текст] / Я. Я. Чарнецкий. – М. : Просвещение, 1991. – 115с.